Преимущества и недостатки специализации.
Форма организации производства - специализация. Формы специализации.
Оптимальный размер предприятия.
Концентрации. Преимущества и недостатки крупных предприятий.
Форма организации производства - концентрация. Пути достижения
Концентрация –процесс, направленный на увеличение выпуска продукции на крупном предприятии.
Развиваться может концентрация на основе следующих форм:
1 – увеличение выпуска однородной продукции
2 – увеличение выпуска разнородной продукции
3 – развитие концентрации на основе комбинирования
1-ый путь достижения концентрации – увеличить количество машин, технологич. линий на прежнем технологическом уровне
2-ой путь – можно старое заменить машинами и оборудованием на новые с большой единичной мощностью
3-ий путь – комбинирование 1 и 2
Возможность комбинирования взаимосвязанных производств.
Преимущества крупных предприятий:
1 – способствует продвижению научно технического процесса
2 – легче внедряются и лучше используют современное и высокопроизводительное оборудование
3 – крупные предприятия создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства
4 – с увеличением объёма производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются
5 – на крупных предприятиях больше возможности для углубления разделения и кооперирования трудаоизводительное оборудование
Недостатки крупных предприятий:
1 – увеличение транспортных расходов
2 – необходимость больших инвестиций на строительство и перевооружение
3 – усложнение процесса управления
4 – большая нагрузка на окружающую среду
5 – нарушения принципа равномерного размещения промышленного производства
6 – возможность монополизации данного производства
Оптимальный размер предприятия– это такой размер производства, при котором достигается минимум приведённых затрат.
Зпр.i.=Ci + EН*Кi + Зтр.i
Зпр.i – затраты приведённыепо i-тому варианту
Ci – себестоимость по i-тому варианту
EН - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений
Кi – капиталовложение по i-тому варианту
Зтр.i – затраты транспортные по i-тому варианту
Для характеристики уровня концентрации используют показатели:
1 – удельный вес в отрасли крупных предприятий по стоимости выпускаемой продукции
2 - удельный вес в отрасли крупных предприятий по стоимости основных производственных фондов
3 - удельный вес в отрасли крупных предприятий по численности работающих
4 - удельный вес в отрасли крупных предприятий по энергетической мощности
Специализация –это процесс сосредоточения выпуска определённых видов продукции в отдельных отраслях продукции, на отдельных предприятиях или их подразделениях.
В промышленности различают следующие виды специализации:
1 – предметная, когда предприятие специализируется на выпуске готовой продукции
2 – подетальная специализация, когда предприятие специализируется на выпуске отдельных узлов, деталей или агрегатов.
3 – стадийная или технологическая, т.е одна стадия
4 – вспомогательные производства(упаковка, изготовление тары)
Преимущества специализации:
- специализация – это основа для автоматизации и механизации производства
- повышение качества выпускаемой продукции
- возможность применения более производительной техники и технологий, а так же более эффективное их использование
- снижение издержек и трудоёмкости
- специализация позволяет развивать стандартизацию и унификацию производства
Недостатки специализации:
- увеличение транспортных расходов
- монотонность в труде
Для характеристики уровня и анализа специализации применяют следующие показатели:
1 – коэфф. специализации, характеризует долю основной(профильной) продукции в общем объёме выпуска продукции, отрасли, предприятия, цеха
2 – широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции
Чем шире номенклатура, тем уровень специализации ниже на данном предприятии
3 – количество предприятий и цехов, занятых изготовлением продукции данного вида
4. Кооперирование. Формы и уровень кооперирования. Показатели
характеризующие уровень кооперирования.
Кооперирование– это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-либо продукцию, при этом предприятия должны сохранять свою хозяйственную самостоятельность
Три формы кооперации:
- подетальное кооперирование
- технологическая или стадийная
- предметное кооперирование
Основные показатели, характеризующие уровень кооперации:
1 – радиус кооперирования. Расположение кооперирующихся между собой предприятий может быть:
- внутри регионально
- внутри отраслевые и межотраслевые, внутри региональные и межрегиональные
2 - доля стоимости полуфабрикатов получаемых предприятием в порядке кооперирования
3 – удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону в общем объёме их выпуска
4 – количество предприятий с которыми кооперируется данное предприятие