Преимущества и недостатки специализации.

Форма организации производства - специализация. Формы специализации.

Оптимальный размер предприятия.

Концентрации. Преимущества и недостатки крупных предприятий.

Форма организации производства - концентрация. Пути достижения

Концентрация –процесс, направленный на увеличение выпуска продукции на крупном предприятии.

Развиваться может концентрация на основе следующих форм:

1 – увеличение выпуска однородной продукции

2 – увеличение выпуска разнородной продукции

3 – развитие концентрации на основе комбинирования

1-ый путь достижения концентрации – увеличить количество машин, технологич. линий на прежнем технологическом уровне

2-ой путь – можно старое заменить машинами и оборудованием на новые с большой единичной мощностью

3-ий путь – комбинирование 1 и 2

Возможность комбинирования взаимосвязанных производств.

Преимущества крупных предприятий:

1 – способствует продвижению научно технического процесса

2 – легче внедряются и лучше используют современное и высокопроизводительное оборудование

3 – крупные предприятия создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства

4 – с увеличением объёма производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются

5 – на крупных предприятиях больше возможности для углубления разделения и кооперирования трудаоизводительное оборудование

 

Недостатки крупных предприятий:

1 – увеличение транспортных расходов

2 – необходимость больших инвестиций на строительство и перевооружение

3 – усложнение процесса управления

4 – большая нагрузка на окружающую среду

5 – нарушения принципа равномерного размещения промышленного производства

6 – возможность монополизации данного производства

Оптимальный размер предприятия– это такой размер производства, при котором достигается минимум приведённых затрат.

Зпр.i.=Ci + EНi + Зтр.i

Зпр.iзатраты приведённыепо i-тому варианту

Ciсебестоимость по i-тому варианту

EН - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

Кi – капиталовложение по i-тому варианту

Зтр.i – затраты транспортные по i-тому варианту

Для характеристики уровня концентрации используют показатели:

1 – удельный вес в отрасли крупных предприятий по стоимости выпускаемой продукции

2 - удельный вес в отрасли крупных предприятий по стоимости основных производственных фондов

3 - удельный вес в отрасли крупных предприятий по численности работающих

4 - удельный вес в отрасли крупных предприятий по энергетической мощности

 

Специализация –это процесс сосредоточения выпуска определённых видов продукции в отдельных отраслях продукции, на отдельных предприятиях или их подразделениях.

В промышленности различают следующие виды специализации:

1 – предметная, когда предприятие специализируется на выпуске готовой продукции

2 – подетальная специализация, когда предприятие специализируется на выпуске отдельных узлов, деталей или агрегатов.

3 – стадийная или технологическая, т.е одна стадия

4 – вспомогательные производства(упаковка, изготовление тары)

Преимущества специализации:

- специализация – это основа для автоматизации и механизации производства

- повышение качества выпускаемой продукции

- возможность применения более производительной техники и технологий, а так же более эффективное их использование

- снижение издержек и трудоёмкости

- специализация позволяет развивать стандартизацию и унификацию производства

Недостатки специализации:

- увеличение транспортных расходов

- монотонность в труде

Для характеристики уровня и анализа специализации применяют следующие показатели:

1 – коэфф. специализации, характеризует долю основной(профильной) продукции в общем объёме выпуска продукции, отрасли, предприятия, цеха

2 – широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции

Чем шире номенклатура, тем уровень специализации ниже на данном предприятии

3 – количество предприятий и цехов, занятых изготовлением продукции данного вида

 

4. Кооперирование. Формы и уровень кооперирования. Показатели

характеризующие уровень кооперирования.

Кооперирование– это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-либо продукцию, при этом предприятия должны сохранять свою хозяйственную самостоятельность

Три формы кооперации:

- подетальное кооперирование

- технологическая или стадийная

- предметное кооперирование

Основные показатели, характеризующие уровень кооперации:

1 – радиус кооперирования. Расположение кооперирующихся между собой предприятий может быть:

- внутри регионально

- внутри отраслевые и межотраслевые, внутри региональные и межрегиональные

2 - доля стоимости полуфабрикатов получаемых предприятием в порядке кооперирования

3 – удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону в общем объёме их выпуска

4 – количество предприятий с которыми кооперируется данное предприятие