Информационный менеджмент как управление проектом

(Project Management)

Понятие «проект» (Project) в общем случае объединяет различные виды деятельности, направленные на решение некоторой проблемы, характеризуемой набором исходных данных, требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения – см. рис. 6.3.

Важной особенностью проекта, отличающей его от многих других видов деятельности (например, от производства), является его однократный характер. Проект как система деятельности существует столько времени, сколько требуется для получения конечного результата. Проект в общем случае включает в себя (см. рис. 6.4) замысел (формулирование проблемы, задачи), средства реализации проекта (средства решения проблемы) и цели реализации (получаемые в результате выполнения проекта решения).

Проект ИС, несомненно, отвечает признакам технических по

своему содержанию проектов, поскольку в результате его реализации создаются программно-технические решения по автоматизации сбора, преобразования и представления управленческой (организационно-экономической) информации для предприятия, фирмы, организации и т.п.

В то же время, внедрение ИС практически всегда связано с большими или меньшими изменениями в организационной структуре объекта, на котором создается ИС. При этом неизбежно затрагиваются экономические аспекты деятельности объекта, и должны быть учтены социальные последствия от реализации ИС (как для работников объекта внедрения, так и для обслуживаемого предприятием или организацией населения).

 

 

Рис. 6.4. Элементы проекта

Таким образом, проект ИС, обладая признаками разных типов проектов, может быть отнесен к проекту смешанного типа. В этом качестве проект ИС обладает рядом противоречивых свойств:

· главная конечная цель проекта ИС должна быть определена, однако, организационные, экономические и социальные аспекты в совокупности со сложным характером технической составляющей ИС приводят к тому, что по мере разработки проекта отдельные его подцели могут уточняться и корректироваться;

· сроки завершения, продолжительность проекта ИС должны быть четко определены заранее и их стремятся соблюдать, однако, на практике обычно происходят корректировки сроков, а по некоторым экономическим и социальным аспектам оценка сроков носит ориентировочных, вероятностный характер;

· на начальных этапах проекта ИС необходимо четкое планирование расходов, однако, на практике расходы также не поддаются абсолютно четкой оценке на момент начала работ, что требует поэтапного уточнения расходов по мере уточнения целей и сроков завершения проекта;

· ограничения при планировании проекта ИС связаны, прежде всего, с лимитом имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, технических), однако, ограничения могут также зависеть от организационных, социальных, нормативно-правовых и иных аспектов реализации проекта ИС.

Сложная интегрированная природа управления проектами может быть описана через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи.

Процессный подход к управлению проектами, получил в последнее время распространение в мире. Процессы управления проектами, под которыми понимают действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления, представлены в обобщенном виде на рисунке 6.5.

Проект ИС может рассматриваться также как изменение состояния некоторой системы, например, системы управления предприятием, связанное с затратами времени и средств. Такой подход позволяет, в конечном итоге, рассматривать управление проектом с позиций управления инвестициями.

Проект как совокупность процессов

Взаимосвязи процессов в составе проекта представлены в общем виде на рис. 6.6.

 

Могут быть выделены обеспечивающие элементы выполнения проекта (см. рис. 6.7).

­ финансы (финансовое обеспечение);

­ персонал (кадровое обеспечение);

­ технические средства проектирования;

­ помещения, необходимые для проектирования;

­ контракты, соглашения, договоры (юридическое обеспечение

выполнения проекта);

­ иные элементы, обеспечивающие успешную разработку проекта.

Могут быть также определены виды деятельности, являющиеся элементами исполнения проекта:

­ исследования рынка (для ИС – рынка типовых проектных решений, технических и программных средств и т.п.), т.е. элементы маркетинговой деятельности в рамках проекта;

 

Рис. 6.7. Обеспечивающие элементы выполнения проекта

­ закупки (технических средств, программных продуктов, баз данных, лицензий и т.п.);

­ поставки (технических средств, строительных материалов, технических носителей информации и т.п.);

­ проектные работы (в т. ч. проектирование инженерных решений по вычислительным комплексам, сетям ЭВМ, коммуникационному оборудованию, программным средствам, базам данных и т.д.);

­ строительные работы (установка перегородок и отделка помещений, прокладка кабельных линий, подводка кабелей электропитания и т.п.);

­ монтаж и наладка оборудования (вычислительной и офисной техники, средств телекоммуникаций, систем сигнализации и пожаротушения и т.д.);

­ сдача объекта в эксплуатацию (в т.ч. проведение приемо-сдаточных испытаний, опытной эксплуатации, организация авторского надзора на этапе внедрения и т.п.);

­ организация промышленной эксплуатации принятой ИС на объекте (в т.ч. авторское сопровождение, техническое обслуживание, ремонт и т.д.).

Важным моментом является определение временных рамок как «жизни» самой ИС, так и времени выполнения проекта, т.е. выполнения работ предпроектной стадии, стадии проектирования и стадии ввода ИС в эксплуатацию. Принято считать, что срок «жизни» корпоративных ИС в большинстве случаев составляет от трех до семи лет. Данное обстоятельство свидетельствует о высокой динамичности развития информационных систем и технологий. В течении названного времени созданная на объекте ИС может оставаться эффективной. Далее созданная ИС должна модернизироваться и развиваться, в противном случае он перестанет быть конкурентоспособной.

В соответствии с вышеизложенной оценкой допустимый срок реализации «проектной» части жизненного цикла ИС не должен, как правило, превышать 1¸1,5 года. Очевидно, что реализация проекта ИС «от нуля» до полномасштабного охвата информатизацией любого достаточно крупного объекта за такой период весьма проблематична.

Существует два пути разрешения этого противоречия. Во-первых, реализация проекта ИС на базе разработанных заранее типовых проектных решений (ТПР) системы в целом или ее частей. В этом случае проект сводится к привязке ТПР к специфике объекта внедрения и разработке отдельных недостающих задач, комплексов задач или подсистем ИС. Во-вторых, ввод создаваемой ИС в эксплуатацию поэтапно, по мере разработки ее подсистем. При этом сначала, как правило, внедряется пусковой комплекс ИС, представляющий собой минимальный набор задач, эксплуатация которых на объекте будет функционально и экономически целесообразна. затем пусковой комплекс дополняется новыми задачами, комплексами задач или подсистемами, которые вводятся в эксплуатацию поэтапно. Очевидно, что при вводе в эксплуатацию новых частей ИС ранее внедренные проектные решения могут требовать уточнений, а при длительной разработке также и модернизации, т.к. успевают в той или иной степени устареть. Иными словами, при использовании ТПР реализуется каскадная модель жизненного цикла ИС, а при поэтапной разработке - итерационная (спиральная) модель.

В реальной практике два вышеназванных подхода в той или иной степени применяются одновременно. Различается лишь степень применения ТПР в проекте ИС (от полномасштабного построения ИС на базе ТПР до использования ТПР лишь по отдельным задачам, комплексам или подсистемам) и масштабы внедрения ИС «по очередям» (от внедрения ИС сразу практически в полном объеме с последующей поэтапной модернизацией первоначального проекта, до «растянутого» на весь жизненный цикл ИС поэтапного ее создания и развития).

Контрольные вопросы

1. Организационные структуры проектирования корпоративной информационной системы (КИС).

2. Варианты организации работ по проектированию КИС.

3. Информационный менеджмент как управление проектом.

4. Основные стандарты, регламентирующие проектные работы.