Основным тормозом на подвижном составе является пневматический.

Тема: Классификация тормозов

Вопросы:

1)Виды тормозов.

2)Пневматические тормоза и их характеристики.

3) Термины.

 

========================================================================

 

Вопрос 1:

 

 

Схема классификации тормозов

На подвижном составе железных дорог применяется пять типов тормозов: стояночные, пневматические, электропневматические, электрические и магнитно-рельсовые.

 

Стояночными тормозами оборудованы локомотивы, пассажирские вагоны и примерно 10% грузовых вагонов.

 

Пневматическими тормозами оснащён весь подвижной состав железных дорог с использованием сжатого воздуха давлением 0,9 МПа на локомотивах и 0,45 МПа на вагонах.

 

Электропневматическими тормозами (ЭПТ) оборудованы пассажирские вагоны и локомотивы, электро- и дизель-поезда.

 

Стояночные, пневматические и электропневматические тормозаотносятся к разряду фрикционных тормозов, у которых сила трения создаётся непосредственно на поверхности колеса либо на специальных дисках, жёстко связанных с колёсными парами.

Электрическими тормозами, которые часто называют динамическими или реверсивными (вследствие перевода тяговых двигателей в режим электрических генераторов), оборудованы отдельные секции электровозов, тепловозов и электропоездов.

Магнитно-рельсовыми тормозами оборудованы высокоскоростные поезда ЭР200 и РТ200. Данные тормоза применяются как дополнительные (резервные или аварийные) к электропневматическим и электрическим тормозам.

 

Каждый тип тормоза свою очередь делится на группы, подгруппы и по значению на пассажирские, грузовые и высокоскоростные. Классификация тормозов, применяемых на подвижном составе железных дорог, приведена на таблице выше.

 

 

========================================================================

Вопрос 2:

Пневматические тормоза управляются и роботают на энергии сжатого воздуха, имеют однопроводную магистраль (воздухопровод), проложенную вдоль каждого локомотива и вагона для дистанционного управления воздухораспределителями с целью зарядки запасных резервуаров, наполнение тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении и сообщении их с атмосферой при отпуске.

 

Пневматические тормоза подразделяются на автоматические и неавтоматические, а также на пассажирские (с быстрыми тормозными процессами) и грузовые (с замедленными тормозными процессами).

 

а) Автоматическими пневмотормоза тормоза – это, тормоза, которые при разрыве поезда или тормозной магистрали, а также при срыве стоп-крана из любого вагона автоматически приходят в действие вследствие снижения давления воздуха в магистрали (при повышении давления происходит отпуск тормозов).

 

Непрямодействующий автоматический пневмотормоз отличается от прямодействующего неавтоматического тем, что на каждой единице подвижного состава между тормозной магистралью и тормозным цилиндром установлен прибор, называемый воздухораспределителем , и запасной резервуар. Компрессор, главный резервуар и кран машиниста монтируется на локомотиве. Тормоз является истощимым, что в процессе торможения воздухораспределитель разобщает тормозную магистраль от запасного резервуара и тормозного цилиндра и при утечках воздуха из запасного резервуара или тормозного цилиндра давление в них не восстанавливается.

 

Зарядка - ручка крана машиниста 4 ставят в отпускное положение I , при котором воздух из главного резервуара 2 по питательной магистрали 3 через кран машиниста 4 поступает в тормозную магистраль 5 и далее через воздухораспределитель 6 в запасный резервуар 7. При этом тормозной цилиндр 8 через воздухораспределитель 6 сообщён с атмосферой.

Торможение – ручку крана машиниста 4 переводят в тормозное положение III питательная магистраль 3 отключается, а тормозная магистраль 5 через кран 4 сообщается с атмосферой. При понижении давления в магистрали 5 воздухораспределитель 6 приходит в действие, разобщает тормозной цилиндр 8 с атмосферой и сообщает его с запасным резервуаром 7, наполненный сжатым воздухом. Под действием сжатого воздуха поршень тормозного цилиндра перемещается и при помощи системы тяг и рычагов прижимает тормозные колодки к колёсам.

 

Отпуск – ручку крана машиниста 4 ставят в положение I. Питательная магистраль 3 сообщается с тормозной магистралью 5, вследствие чего давление в ней повышается и воздухораспределитель 6 сообщает тормозной цилиндр 8 с атмосферой, а тормозную магистраль 5 с запасным резервуаром 7.

 

б) Прямодействующий неавтоматический – когда воздух из главных резервуаров подаётся прямо в тормозные цилиндры под руководством машиниста (это вспомогательный тормоз локомотива кран усл. №254), является неистощимым.

Пример:

- тормоз пассажирского поезда является автоматическим,

не прямодействующим, истощимый, мягкий;

- тормоз грузового поезда является автоматическим, неистощимым,

мягкий – на равнинном режиме, и полужёсткий – на горном режиме.

 

 

========================================================================

 

Вопрос 3:

 

Темп разрядки – это изменение давления за единицу времени.

 

а) - медленный темп – понижение давления на 0,2-0,5 от/мин;

б)служебный темп – понижение давления на 0,1-0,4 от/сек.;

в)экстренный темп – понижение давления на 0,8 от/сек и

выше;

 

Автоматические тормоза – это тормоза, которые срабатывают без участия машиниста при разрыве тормозной магистрали и срыва стоп-крана.

 

а) – неавтоматические прямодействующие;

б) – автоматические по чувствительности тормозов;

 

- мягкие – работают при различных давлениях, при медленном темпе разрядки на 0,2-0,5 от/мин. (тормоза не срабатывают), а при повышении на 0,1-0,2 от после торможения произойдёт полный отпуск;

- полужёсткие – такие как и мягкие, но полный отпуск происходит при повышении давления до зарядного;

 

- жёсткие – работают при определённом давлении, при любом понижении срабатывают на торможение, и отпуск происходит только при зарядном давлении;

 

Истощимые тормоза – утечки в тормозном цилиндре не пополняются;

Неистощимые тормоза - утечки в тормозном цилиндре пополняются;

 

Тормозная волна – распространение понижения давления вдоль тормозной магистрали. Характеризуется скоростью прохождения: V – 330м/с; стандарт – 250м/с.

 

Отпускная волна – распространение повышения давления вдоль тормозной магистрали со скорость V~70м/с.

 

Ступенчатое торможение – разрядка тормозной магистрали за несколько приёмом.

 

Повторное торможение – торможение сразу после торможения.

Полное служебное торможение – при торможении разрядка тормозной магистрали на 1,5 – 1,7 от. За один приём.

Экстренное торможение – торможение, где разрядка тормозной магистрали экстренным темпом до нуля.

Тормозной путь – путь, пройденный поездом от постановки ручки крана машиниста в положение VI до полной останови.

Sт = Sп – Sд

Sт – общий тормозной путь;

Sп – подготовительный путь;

Sд – действительный путь;

 

Электрическое торможение – основано на переключении тяговых электродвигателей в режим электрических генераторов, в которых кинетическая энергия движущегося поезда превращается в электрическую.

Реостатное торможение – электрическая энергия в тормозных реостатах превращается в тепловую. Применяется на электровозах ВЛ80т, ЧС2т, ЧС4т и некоторых тепловозах.

Рекуперативное торможение – электрическая энергия возвращается обратно в контактную сеть.

Рекуперативно – реостатное торможение – при котором в зоне высоких скоростей движения используется рекуперативное торможение, а в зоне низких скоростей используется реостатное.

Зарядка – воздухопровод и запасные резервуары под каждой единицей подвижного состава заполняются сжатым воздухом.

Торможение – производиться снижение давления воздуха в тормозной магистрали вагона или всего поезда для приведения в действие воздухораспределителей, и воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры.

Перекрыша – после произведённого торможения давление в магистрали и тормозном цилиндре не меняется.

Отпуск – давление в тормозной магистрали повышается, вследствие чего воздухораспределители выпускают воздух из тормозных цилиндров в атмосферу, одновременно происходит подзарядка запасных резервуаров путём сообщения их с тормозной

магистралью.

 

 

========================================================================