ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ
ГЛАВА 11.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЕЗДОВ ТОРМОЗАМИ
ГЛАВА 10 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ГЛАВА 9. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, АВТОСТОПЫ И СКОРОСТЕМЕРЫ
ГЛАВА 8. ТОРМОЗНЫЕ РЫЧАЖНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА
Глава 6 ВОЗДУХОПРОВОД II ЕГО АРМАТУРА
Глава 5. ПРИБОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ И АВТОРЕЖИМЫ
ГЛАВА 4. ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ
ГЛАВА 3. ПРИБОРЫ ПИТАНИЯ И ХРАНЕНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА
ГЛАВА 2. СХЕМЫ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРМОЖЕНИЯ
1.1. Назначение тормозов.
1.2. Способы создания замедления движения.
1.3. Классификация тормозов.
1.4 Образование тормозной силы.
1.5. Коэффициент трения тормозных колодок.
1.6. Коэффициент сцепления.
1.7. Условие безъюзового торможения.
1.8. Способы регулирования величины тормозной силы.
1.9. Расчет тормозного пути.
Расчет тормозного пути Методом ПТР.
2.1. Классификация приборов тормозного оборудования.
2.2. Пневматические схемы тормозного оборудования.
3.1. Компрессоры. Общие положения и основные показатели работы.
3.2. Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6 Эл.
3.3. Компрессоры ПК-5,25 и ПК-3,5.
3.4. Компрессоры ЭК-7Б, ЭК-7В.
3.5. Компрессор К-2.
3.6. Компрессор МК-135.
З.7. Регуляторы давления.
3.8. Регулятор давления АК-11Б.
3.9. Регулятор давления ТSР-2В (ТSР -11).
3.10. Устройство холостого ходя компрессора.
3.11. Главные резервуары.
4.1. Краны машиниста. Назначение и типы кранов.
4.2. Поездной кран машиниста усл.№ 395.
4.3. Электрические контроллеры кранов машиниста усл.№ 395.
4.4. Поездной кран машиниста усл. № 334Э..
4.5. Кран вспомогательного локомотивного тормоза усл.№ 254.
4.6. Кран двойной тяги усл.№ 377.
4.7. Комбинированный кран усл.№ 114.
4.8. Устройство усл.№ 367м блокировки тормозов.
4.9. Сигнализатор обрыва тормозной магистрали с датчиком усл.№ 418.
4.10. Электроблокировочный клапан усл.№ Э-104Б (КЭ-44).
4.11. Электроблокировочный клапан КПЭ-99.
4.12. Сигнализаторы отпуска тормозов.
4.13. Автоматические выключатели управления (АВУ) усл.№ Э-119Б, усл.№ Э-119В.
4.14. Автоматические (пневматические) выключатели управления (ПВУ).
5.1. Воздухораспределители.
5.2. Воздухораспределитель усл. № 292-00.
5.3. Воздухораспределитель усл.№ 483-000 (483-000 М)
5.4. Реле давления (повторитель) усл.№ 304-002.
5.5. Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы)
5.6. Тормозные цилиндры
5.7. Запасные резервуары
6.1. Магистрали
6.2. Краны..
6.3. Клапаны..
6.4. Соединительные рукава.
6.5. Маслоотделители, пылеловки и фильтры.
7.1. Классификация схем ЭПТ и общий принцип их работы.
7.2. Преимущества и недостатки ЭПТ.
7.3. Структурная схема двухпроводного ЭПТ и назначение тормозных приборов.
7.4. Электровоздухораспределитель усл.№ 305-000.
7.5. Междувагонные соединения.
7.6. Клеммные коробки..
7.7. Электрическая схема ЭПТ пассажирских поездов с локомотивной тягой.
7.8. ЭПТ электропоездов, оборудованных краном машиниста усл.№ 334Э..
8.1. Назначение и требования к рычажным передачам.
8.2. Передаточное число и к.п.д. рычажной передачи..
8.3. Типовые схемы и детали рычажных передач.
8.4. Регулирование тормозных рычажных передач.
9.1. Структура АЛСН и общий принцип работы.
9.2. Электропневматический клапан автостопа.
9.3. Локомотивный скоростемер ЗСЛ-2М..
9.4. Электронный скоростемер КПД-3 (комплекс передачи данных)
10.1. Осмотр и проверка тормозного оборудования при приемке локомотива в депо.
10.2 Проверка тормозного оборудования при смене бригад без отцепки локомотива от состава.
10.3 Порядок смены кабины управления. Прицепка локомотива к составу и отцепка от состава.
11.1. Тормозные нормативы для грузовых и пассажирских поездов. Порядок следования поездов при недостающем тормозном нажатии
11.2. Порядок размещения и включения автотормозов в поездах.
11.3. Виды и порядок опробования тормозов в поездах.
11.4. Справка (формы ВУ-45) об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения.
11.5. Полное опробование тормозов у группы вагонов, прицепленных к одиночно следующему локомотиву.
11.6. Включение тормозов у недействующих локомотивов.
11.7. Контрольная проверка тормозов.
12.1. Проверка действия тормозов в пути следования.
12.2. Управление автотормозами грузовых поездов обычного формирования, пневматическими и ЭПТ пассажирских поездов и электропоездов.
12.3. Действия локомотивной бригады при нарушении целостности тормозной магистрали поезда.
12.4. Управление автотормозами в грузовых поездах повышенного веса и длины.
12.5. Управление тормозами при вынужденной остановке поезда на перегоне.
12.6. Особенности управления тормозами в зимний период. Предупреждение замерзания тормозного оборудования.
Эффективность тормозных средств является одним из важнейших условий, определяющих возможность повышения веса и скорости движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог. От свойств и состояния тормозного оборудования подвижного состава в значительной степени зависит безопасность движения.
Первая попытка применения автоматического тормоза на подвижном составе была предпринята в 1847 году. Этот тормоз был механическим и управлялся с помощью троса, натянутого вдоль поезда.
В 1869 году появился первый пневматический неавтоматический тормоз, который не обеспечивал торможение поезда при разъединении воздушных рукавов, а в 1872 году - автоматический, особенностью которого являлось наличие на каждом вагоне воздухораспределителя и запасного резервуара.
В России широкое внедрение автоматического тормоза Вестингауза началось в 1882 году, в связи, с чем в Петербурге в 1899 фирмой «Вестингауз» был построен тормозной завод.
Первым изобретателем отечественного автоматического тормоза был машинист Федор Казанцев. Его неистощимый двухпроводный тормоз был успешно испытан в пассажирском поезде в 1910 году. В 1923 году Московский тормозной завод выпустил первые образцы отечественных тормозов системы Казанцева для пассажирских поездов. В 1927 году Казанцев создал новый тип воздухораспределителя, который вскоре был принят для оборудования грузовых поездов.
Большие заслуги в деле создания и оснащения подвижного состава отечественными пневматическими автотормозами принадлежат известному изобретателю И.К. Матросову. Воздухораспределитель усл.№ М-320 его конструкции в 1932 году был принят в качестве типового для грузового подвижного состава. В 50 - 60-х годах прошлого века практически весь подвижной состав железных дорог бывшего в то время СССР был оборудован воздухораспределителями усл.№ 270 и усл.№ 292 и концевыми кранами его системы и конструкции.
Широкое применение электропневматических тормозов на электропоездах началось с 1948 года, а в пассажирских поездах с локомотивной тягой - с 1958 года, когда Московский тормозной завод приступил к серийному выпуску электровоздухораспределителей усл.№ 170и усл.№305.
С 1947 года вагонный парк железных дорог начал оснащаться автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи, а с 1966 года - автоматическими регуляторами режимов торможения (авторежимами). Начиная с 1964 года вагоны, стали оборудоваться композиционными колодками, эксплуатационные и технологические качества которых продолжают совершенствоваться и в настоящее время.
Большую роль в развитии отечественного тормоз о строения сыграли работы по теории торможения, основоположником которой является профессор Н.П. Петров. Современное развитие наука о торможении получила в трудах известных ученых В.Ф. Егорченко, В.Г. Иноземцева, Б. Л. Карвацкого, В.М. Казаринова и других.
В процессе развития и совершенствования тормозов большое внимание уделяется созданию новых устройств и систем безопасности, взаимосвязанных с работой приборов тормозного оборудования, систем автоведения поезда, систем автоматического управления тормозами (САУТ), локомотивных скоростемеров. Только за последнее десятилетие были разработаны и внедрены в эксплуатацию устройство контроля параметров движения поезда «Дозор», телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), электронный скоростемер КПД-3 (КПД-ЗВ), комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) и другие.
В представленном учебнике рассмотрены устройство, действие и ремонт приборов управления тормозами, компрессоров и воздушных резервуаров, приборов торможения и тормозных рычажных передач, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, а также вопросы технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами. Приведены схемы расположения пневматического тормозного оборудования на подвижном составе и показано взаимодействие тормозных приборов.
Описание приборов и устройств тормозного оборудования паровозов, а также скоростного подвижного состава в настоящем учебнике не помещено, так как эти вопросы достаточно подробно изложены в специальной литературе и в учебниках по тормозам более ранних изданий.
Настоящее издание предназначено для учащихся профессионально-технических училищ, технических школ машинистов локомотивов и учебно-производственных центров, занимающихся подготовкой локомотивных бригад. Книга может быть полезна работникам железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом тормозного оборудования подвижного состава.