Клиничекий подход. Статус менеджера организации и менеджера по персоналу
Персонал, как объект изучения
Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками:
· квалификация
· компетенция
· способности
· установки
Главным из которых является наличие трудовых отношений с работодателем. Самый важный управленческий ресурс. Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям:
· Основные (непосредственно осуществляют технологии производства) и вспомогательные работники (осуществляют помощь основному производству).
· Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты, 1-ый руководитель…).
· Технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование).
· Обслуживающий персонал.
· По полу (мужчины и женщины).
· По стажу
· По квалификации
Кто такой менеджер организации и менеджнр по персоналу? Лучше всего рассмотреть суть этих явлений сквозь призму клинического подхода.
Человек– это большая и сложная биосоциальная и психологическая система, тогда как группа – социально-психологичекая система. Если соматическое, биологическое в человеке есть объект исследования и корректировки медицины, то социальные, поведенческие проявления в специфических условиях организации являются объектом исследования и коррекции менеджмента и специалистов по персоналу.
Врачи-терапевты в зависимости от специализации и предпочитаемых методов обычно имеют дело с неблагополучием в организме, выслушивают пациента, проводят оперативные исследования, формулируютгипотезы относительно причин неблагополучия, при неясной причине назначают дополнительные исследования и консультации специалистов, уточняют диагноз, прописывают лечение, наблюдают на ходом болезни и лечения, возвращаются к диагностике, меняют гипотезы, способы лечении - и так до выздоровления (или летального исхода).
Менеджеры действуют по аналогичному алгоритму, прибегая к помощи узких специалистов из области управления персоналом и добиваясь приемлемого индивидуального или группового поведения. В случае неудачи с работником расстаются.
Суть клинического исследования поведения работника такова. Определяется норма поведения, стандарт. По различным индикаторам (отношению к труду, мотивации, производительности, вербальной оценке труда и пр.) делается вывод о неблагополучии. Его причины в силу уникальности онтогенеза, социализации, личности, направленности, психического состояния работника даже при одинаковых признаках могут быть разными. Они могут быть как внешними по отношению к работнику (условия труда, стиль руководства, неясность будущего организации и т. п.), так и внутренними (его оценки факторов внешней среды, текущие и перспективные потребности, личностные особенности, психическое состояние и т. п.).
Как и в медицинской практике, в управлении людьми используются самые разные методы индикации неблагополучия, диагностики, лечения, воспитания, корректировки поведения; при этом менеджеры и специалисты по управлению персоналом используют как приобретаемые в процессе учебы знания, так и собственный опыт. Есть у каждого и свои излюбленные методы управления (лечения), свой стиль руководства.
Если продолжить сравнение, функции традиционных отделов кадров предприятий - это функции регистратур в поликлиниках.