Теория личности Б.Ф. Скиннера

Социально-когнитивная теория личности Альфреда Бандуры

Представитель школы бихевиоризма. Теория социального научения. Эта теория отражает признание Бандурой влияние социума на психику человека, а так же большую роль когнитивных процессов в адаптации к среде. В основе адаптации лежат когнитивные механизмы, позволяющие человеку познать мир, самого себя и использовать эти знания для саморегуляции.

Он выделил 5 базовых когнитивных способностей личности:

1. способность к символизации, то есть способность представлять информацию в символичном виде.

Люди могут преобразовывать свой опыт в символы, слова и обобщать его. Польза такого обобщения зависит от качества навыков мышления и доступности информации.

2. способность к опосредованному научению. Это способность приобретать знания и навыки через наблюдения или моделирование.

3. способность предвидения будущих событий. Это способность являться ключевой для мотивации.

4. способность к саморегуляции. Это способность оценивать свои действия сравнивая их с внутренними стандартами.

5. способность к самоанализу. Это способность размышлять о себе, к рефлексии (мыслительный анализ себя).

Все эти способности действуют согласованно. Способности 5, 4 и 3 образуют «Я – концепцию», то есть ядро личности.

Черты личности – это результат приспособления индивида к среде на основе когнитивной переработки данных о среде и о себе. Это результат научения. Механизмами научения является не только внешнее подкрепление, но и наблюдение, подражание и самоподкрепление.

Самоэффективность и самоподкрепление

Самоэффективность – это осознание способности к какой-либо деятельности, обычно приобретенное при реальных успехах в какой-либо деятельности.

Высокая самоэффективность может возникнуть и при низкой самооценке, но они влияют друг на друга. Высокая самоэффективность влияет на коррекцию самооценки.

Люди с высокой самоэффективностью более упорны, оптимистичны, испытывают меньше негативных эмоций.

Самоэффективность – это удовлетворенность собой, позитивное самоподкрепление.

Самоподкрепление является основой саморегуляции.

В социально-когнитиной теории личности Бандуры единицей анализа личности является базовая когнитивная способность.

Скиннер один из основателей бихевиоризма. Создал теорию оперантного обучения (оперантного обуславлевания).

Оперант – это модель поведения, закрепляемая с помощью подкрепления.

Личность – это сумма оперантов или моделей поведения.

Скиннер изучал только проблемы поведения. Его не интересовали мотивации, эмоции и т.д. Он считал, что подкрепление бывает позитивным и негативным.

Негативное подкрепление показывает какое поведение не правильно, но не дает модели правильного поведения в отличие от позитивного подкрепления, поэтому наказание может препятствовать развитию личности.

Поощрение предпочтительнее наказания.

Теория Скиннера оказала огромное влияние на психологию (американскую), психотерапию и социальную практику.

Психоаналитическая теория личности

З. Фрейд

Создал первую теорию личности, основанную на эмпирическом изучении ее динамики, то есть ее изменении в ходе психотерапии.

Учение Фрейда – психоанализ. Это и теория личности и метод психотерапии.

Структура личности в теории Фрейда:

1) Эго (Я)

2) Ид (оно), является врожденным

3) Супер-эго (Сверх Я)

Ид содержит инстинкты, врожденные потребности, врожденную психическую энергию – энергию жизни – либидо.

Ид следует принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению потребностей, разрядке напряжения.

Эго формируется прижизненно, на основе Ид. Эго формируется благодаря фрустрации рождения. Вследствие пониженной температуре внешней среды ребенок начинает ощущать схему тела и отделять себя от среды. Это самый первый шаг в формировании «Я».

Эго стремиться увеличить удовольствия и уменьшить боль посредством реалистического отбора моделей поведения, то есть эго руководствуется принципом реальности.

Эго рационально и преимущественно сознательно (ориентируется на пользу).

Супер-эго содержит ценности, нормы поведения, идеалы и совесть, моральные запреты. Первоначальное Супер-эго формируется благодаря ценностей родителей.

По началу Супер-эго бессознательно, но потом может осознаваться. Развивается в подростковом возрасте.

Ид, Эго и Супер-эго находятся в конфликте между собой.

Желания Ид нередко осуждается моралью Супер-эго (конфликт между желанием и долгом).

Конфликт между Ид и Эго заключается в том, что Эго заставляет Ид откладывать удовлетворение желаний.

Основная функция Эго – это примирение Ид и Супер-эго, то есть примирение желаний и моральных норм.

В раннем детстве властвует Ид. По мере взросления большую власть приобретает Я. Зрелость Эго ведет к частичному осознанию влечений Ид и идеалов Супер-эго.

Энергетический аспект функционирования личности.

Фрейд выделял 2 вида энергии:

1) Либидо – энергия жизни, сексуальная энергия

2) Мортидо – энергия смерти

Развитие личности осуществляется благодаря либидо. 5 стадий динамики либидо, стадии психического сексуального развития:

Психосексуальное развитие – это основа развития личности.

I. Оральная стадия (0-18 месяцев) – либидо фиксирует вокруг рта.

II. Анальная (1,5-3 года) – Либидо фиксирует вокруг ануса, так как контролирует процесс дефекации (первый самоконтроль).

III. Фаллическая (3-6 лет) – другое название эдипова стадия, на этой стадии происходит влечение мальчика/девочки к матери/отцу и ревность к отцу/матери. Эдипова ситуация заканчивается, когда мальчик начинает копировать отца и теряет интерес к женщинам.

IV. Латентная (6-12 лет) – эротический интерес вытесняется, становиться бессознательным. Направляет либидо на развитие школьных навыков, на развитие личности и интеллекта. Фиксация на эротике не благоприятна.

V. Генитальная стадия (12-18 лет) – вновь пробуждается сексуально-эротический интерес и подростки способны устанавливать эротические отношения, основанные не только на физиологическом интересе, но и на основе глубокого чувства.

Фрейд выделял 2 характеристики личностной зрелости:

1) Способность плодотворно трудиться

2) Способность любить другого, ради него самого, а не ради своих проекций.

Теория психологических защит личности

Разработана З. Фрейдом и дополнена его дочерью Анной Фрейд.

Защитные механизмы – это бессознательные психологические стратегии, искажающие реальность для снижения тревоги и сохранения целостности личности. Выполняет защитную функцию, от психологических травм. Описано около 20 психических защит.

Основные 10 защит:

1) Отрицание – избирательное внимание, исключение из восприятия аспектов таящих угрозу.

2) Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления.

3) Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

4) Проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера.

5) Идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

6) Рационализация – рациональные объяснения своих желаний и действий как морально приемлемых, хотя они являются морально неприемлемыми или нерациональными, глупыми.

7) Реактивноеобразование – это изменение поведения к объекту на прямо противоположное (например, щедрость защита от скупости, аккуратность от неряшливости).

8) Изоляция – это блокирование отрицательных эмоций при сохранении памяти на события.

9) Смещение – а) объект чувств смещается (когда злость переносится с одного человека на другого), б) смещение чувства к объекту (объект прежний, чувство меняется).

10) Сублимация – преобразование сексуальной и агрессивной энергии в социально приемлемые формы активности (например, в творчество, спорт, уборку). Наиболее продуктивный вид защиты.

Обычно бессознательная стратегия защиты является препятствием для личностного роста.

Альтернативой психологическим защитам являются копинг-стратегии (это сознательные стратегии совпадения с фрустрацией, трудностями).

 

Теорию копинга разработал Лазарус. Делятся на:

1) Адаптивные

2) Дезадаптивные

Виды:

1) Поведенческий (например, просьба о помощи, обращение к религии, ритуалы).

2) Эмоциональный (например, эмоциональная разрядка, уверенность в благоприятном итоге).

3) Когнитивный (например, проблемный анализ: глубокое осознание собственной ценности как личности)