Место написания книги

Время создания памятника

 

Время написания этого произведения определяется в науке признаками как внешнего, так и внутреннего характера. Внешним может быть признанно указание «Мураториева фрагмента», говорящего о недавнем написании «Пастыря» как раз в годы епископства Пия I. Внутренние признаки также достаточно определены:

1) Церковь являет Ерму в видении как старица (Вид. 2; 1, 4);

2) В Церкви наблюдаются явления заметного разложения и ослабления дисциплины;

3) Апостолы и пресвитеры умерли;

4) Тема о покаянии, как она поставлена в «Пастыре», не может не наводить на мысль о возникающих монтанистических настроениях в христианстве;

5) Можно найти некоторые намеки на гностические течения (Вид. 3: 7, 1; Под. 8: 6, 5; 9: 22, 1) без обозначения, однако, определяющих признаков гностических школ;

6) Говорится о большом количестве мучеников и делается различие между мучениками и исповедниками;

7) Можно вывести заключение, что после какого-то гонения (может быть Домицианова, т.е. в 81-96 гг. или Траянова 98-117 гг.) наступило сравнительное затишье (в правление Антонина Пия).

Учитывая все вышеизложенные признаки можно сделать вывод, что книга «Пастырь» написана около 130-140гг[150].

 

 

Место создания памятника определяется однозначно – Рим.

В пользу этого места говорят такие внешние факты, как:

1) Свидетельство «Мураториева фрагмента», где прямо говорится, что «Пастырь» написан в Риме;

2) Свидетельства самого памятника, где Ерм получает откровения в окрестностях Рима (Вид. I, 1), а также повеление послать книгу Клименту, видимо епископу Римскому (Вид. 2: 4, 3), подтверждает написание книги в Риме[151].

Внутренние факторы также подтверждают данную гипотезу: латинские термины и вообще латинизмы указывают, что «Пастырь» написан в такой стране, где на ряду с греч. употреблялся в разговорной речи и лат. язык. Вместе с тем язык автора изобилует гебраизмами, что указывает на иудейское происхождение или воспитание автора[152].

 

4. Жанр и цель написания «Пастыря»

 

Книга резко выделяется из ряда произведений мужей апостольских своим ярким апокалиптическим характером. Все ее содержание составляет ряд откровений (α̉ποκάλυψις), сообщенных Ерму из высшего духовного мира в видениях являвшейся ему Церкви и в наставлениях ангела (пастыря). Т.о. книга «Пастырь» по своему жанру может быть отнесена к памятникам апокалиптической письменности. Это обстоятельство роднит книгу с такими произведениями, как книга прор. Даниила и «Откровение» Ап. Иоанна Богослова, а особенно с 3-ей книгой Ездры. С последним неканоническим сочинением книга «Пастырь» имеет много сходства, как по господствующему в ней нравоучительному направлению, так и по целому ряду деталей (существовало предположение одного ученого – Яхмана, по которому книга «Пастырь» является прямым продолжением 3-й книги Ездры). И хотя время происхождения Третьей книги Ездры в точности не известно, но существенными своими частями оно относится к дохристианскому периоду, и поэтому не без основания можно считать книгу «Пастырь» перенесением и продолжением на христианской почве приемов иудейской апокалиптики[153].

Главной же целью написания книги является увещание к покаянию и раскрытие его нравственных условий[154].