Мученичество Св. Поликарпа (Martyrium S. Polycarpi) – древнейший представитель агиографического жанра.

Итак, «Мученичество Св. Поликарпа» (Martyrium S. Polycarpi) – первое, достоверное дошедшее до нас повествование о мученичестве конкретного исторического лица, содержащееся в послании Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской. Филомелийские христиане желали иметь подробное описание мученичества Св. Поликарпа (20,1), но им присылают пока лишь краткий рассказ о нем, который они должны передать другим Церквям. Это описание составлено сразу же после мученической кончины Поликарпа, еще до того, как исполнилась ее годовщина, как указывает на то употребление будущего времени (18, 3), т.е. ≈ 155-156 гг. Все говорит за его подлинность, в том числе и почти полное отсутствие чудесного элемента, характерного для легендарных «страстей», а также свидетельство Евсевия (Ц. И. IV, 15), который приводит полностью главы 1 и 8-19 и резюме глав 2-7. Детали рассказа об аресте и процессе над Поликарпом находят соответствие в письме Плиния императору Траяну (ок. 113г.)[129].

«Мученичество Поликарпа» открывает собой новый род христианской литературы. Автор[130] намеренно проводит параллели между смертью мученика и страстями Христа (1,2) (ср. Деян. 8, 59-60, Ириней П.Е. III, 18, 5; Евсевий Ц. И. III, 32, 3): мученик предан ближними, которые сравниваются с Иудой (6, 2), арестован человеком по имени Ирод (там же), везут его на осле (8,1); автор не забывает и о похожих деталях: день и час смерти (21, 1), отказ Поликарпа от пригвождения (13, 1), исполнитель казни, который добивает мученика кинжалом (16, 1). Христиан преследуют как безбожников и атеистов – του̃ς α̉θεου̃ς (3,2; 9,2). Смелость мучеников питается надеждой избежать вечного наказания через быстротечную муку (2, 3), но также и присутствием Спасителя, который делает их нечувствительными к пыткам (2,3-4). Это присутствие Господа сопровождается чудесами, явленными в «Мученичестве»: за три дня он предвидит, каким образом умрет (7,2); небесный голос, ободряющий его, слышим христианами (9,1); огонь не касается его тела (15,2) и т.д. «Венец нетления», полученный Поликарпом – это одновременно и обладание наградой (17,1), и победа над диаволом (19,2). Диавол – истинный вдохновитель гонений (3,1); именно он, после своего поражения, все еще старается помешать почитанию (культу) мученика (17,1).

Мученичество Поликарпа являет собой пример первого свидетельства о почитании подвига мученичества и святых мощей. После казни, верные хотят забрать «святое тело» (17, 1) Поликарпа, более драгоценное, нежели золото (18, 1), причем многие хотели получить частицу его святого тела[131].

В «Мученичестве» указывается и на различные виды поклонений, Христу – как Сыну Божию (17, 3), а мученикам – как ученикам и подражателям Господним (там же). Итак, мученики являют нам пример непоколебимой приверженности к своему Царю-Христу, и мы должны в веселии и радости праздновать день их кончины – как день их рождения, в память подвизавшихся за веру до нас и в наставление и приготовление для будущих подвижников (17, 3 – 18, 3)[132].

При всем уважении к великому и славному подвигу мученичества, смирняне подчеркивают, что не следует его искать «предавать самих себя» - это не согласно с Евангелием. В качестве иллюстрации они приводят случай с фригийцем Квинтом, который сам явился к проконсулу и увлек за собой других, но, впоследствии, убоялся мук, отрекся и принес всесожжение (4, 1). Вообще, древние христиане относились строго к подобному безудержному рвению (Климент Алексндр. Стром. IV, гл. 4; 17, 1; Ориген, Против Цельса 8, 65), считая его противным Евангелию (Мф. 10, 23) и примеру Самого Христа (Ин. 7, 1). Предпочтительней было дожидаться ареста (5, 6). Интересно, что Тертуллиан именно под воздействием монтанических идей впоследствии напишет: «Не следует скрываться во время гонения» (De fuga, 4). Св. Поликарп, Киприан Карфагенский и Дионисий Александр., соглашаются скрыться от своих преследователей[133].

Особое место занимает «Молитва Св. Поликарпа» (14, 1-3). Эту молитву, словно сотканную из библейских цитат и реминисценций, многие ученые сближают с евхаристическими молитвами первых христиан, так что долгое время она рассматривалась даже как прямое свидетельство ранней литургии[134].

Данная молитва помимо того, что она являет удивительную просветленность духа первохристианских мучеников, отражает и некоторые существенные грани веросознания древней Церкви. Прежде всего, Бог, здесь именуется «Вседержителем» (οJ Θεὸς οJ παντοκράτωρ), т.е. термином, восходящим к «Септуагинте» и часто встречающимся в эллинистическом иудаизме. Но в отличие от иудейского «узкого монотеизма» подчеркивается, что «Вседержитель» есть Отец Иисуса Христа. Сам Христос назыв. παι̃ς – «чадо», «отрок», «служитель». Однако в молитве παι̃ς не равнозначно термину δου̃λος (раб), поскольку последний термин для Св. Поликарпа соотносим лишь с тварью, а Христос, по Своей Божественной природе, не принадлежит уровню тварного мира, ибо Он есть единственный и возлюбленный «Отрок» («Служитель») Бога Отца. Христос также явл. единственным Посредником между первым Лицом Св. Троицы и людьми, открывая людям Отца и даруя им ведение о Нем.

Что касается Св. Духа, то Он в молитве представлен как Дарователь нетления для души и тела, т.е. явл. «Духом животворящим»[135].

Завершая биографию Св. Поликарпа еп. Смирнского, хотелось бы привести слова прот. Георгия Флоровского: «Св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова и учитель Св. Иринея, был посредствующим звеном между ними. Он был выразителем той слагавшейся малоазиатской традиции в богословии, которая впервые получила связное изложение у Иринея и для которой характерна сотериологическая точка зрения – исповедания веры, исходящее из содержания искупительного дела Христова»[136].