Вопрос аутентичности (подлинности) Послания и его жанра.

Второе послание Свящ. Климента к Коринфянам

Богословское учение.

Содержание Послания.

Послание состоит из 65 глав и делится на:

1) Введение (1-6);

2) Увещание к искреннему покаянию (7-36);

3) Наставления, касающиеся непосредственно мятежа (37-61);

4) Заключение (62-65).

 

Св. Климент при написании «Послания» не ставил своей целью изложения богословских истин, главное для него – уврачевание мятежа. Тем не менее, из содержания произведения можно выделить определённые догматические положения.

Так, Бог – есть Отец и Творец этого видимого мира (19, 23, 29, 35). В «Послании» довольно ясно выражена вера в Св. Троицу: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас…?» (46, 6) или «Жив Бог, жив Господь Иисус Христос и Св. Дух» (58, 2).

Духом Святым говорили «служители благодати» (8, 1; 44,2). Христос Господь призывает верующих через Св. Духа (22).

Христос послан от Бога (42). Христос – Сын Божий, но Он и человек с плотию и душою (49,6). Его страдание есть жертва за людей (7) для их покаяния и искупления (12,7). Воскресение Христово есть основание и нашего воскресения в будущем: ночь пройдет, и день воскресения воссияет (24). На воскресении основана и наша вера в грядущее Христово Царство (42). Св. Климент говорит и о воскресении людей умерших от века. В подтверждение он приводит аллегорию сгнивающего в земле и прорастающего семени и легендарной птицы феникс (24-25).

Церковь управляется епископами и диаконами (44, 4-5), но упоминаются и пресвитеры (44,5; 47). Понятие епископа и пресвитера ещё не вполне разграничено. Дело епископов (пресвитеров) – приносить Дары (44, 4-5).

Литургия называется не преломлением хлеба, как в «Дидахи», а приношением Даров. Упоминаются уже и «пространные молитвы и моления» (59,2).

Эсхатологическое учение связано с учением о церковной иерархии. Апостолы благовествовали грядущее Царство Божие. Точно так же и их наследники, епископы и диаконы, призваны на проповедь «веры в будущее». Акцент здесь ставится именно на том чаемом Царстве, а никак не на земном, пребывающем граде[89].

 


Древнее, текстуальное предание говорит в пользу аутентичности Послания, однако мнения древних церковных писателей и отцов Церкви разделяются при решении данного вопроса. Неуверенность внешней критики по вопросу авторства окончательно рассеивается свидетельствами критики внутренней (т.е. разбирающей непосредственный текст самого произведения). Исследования текста показывают, что т.н. Второе Послание Св. Климента к Коринфянам нельзя охарактеризовать как собственно послание. По своему жанру оно представляет из себя скорее гомилию (проповедь), произнесенную или прочитанную после чтения Слова Божия (т.е. Св. Писания) и предназначенную для его изъяснения[90]. Также и сам стиль и характер изложения богословских истин не сочетаются с Первым Посланием Св. Климента, следовательно, по общепризнанному мнению, это Послание не принадлежит Св. Клименту, епископу Римскому[91].

 

2.Время, место происхождения и автор памятника.

В самой проповеди нет указания на время и место ее происхождения, ничего не говорят об этом и другие исторические документы. По характеру своего изложения произведение могло быть написано не позднее первой пол. IIв., скорее всего между 120-150гг.

Что касается места создания памятника, то по этому вопросу высказываются следующие предположения:

1) Послание написано в Коринфе, т.к. есть указание (7 гл.) на истмийские игры, проходившие, по-видимому, в Коринфе. По этой теории эта гомилия в самой Коринфской Ц. стала переписываться вместе с 1-м Посланием Св. Климента, а позднее ошибочно получила его имя;

2) Послание написано в Риме (А. Гарнак), т.к. по характеру своего изложения и времени создания оно очень похоже на «Пастырь» Ермы (который написан в Риме)[92] и Послание цитирует неизвестное апокрифическое произведение (II глава) также, как его цитирует и 1-е Послание Св. Климента (23 гл.), причем подобная цитата больше нигде не встречается, следовательно, оба памятника происходят из одной церковной традиции.

В рамках этой теории Гарнак сделал предположение и о возможном авторстве Послания, приписав его римскому епископу Сотиру (165(7)-173(5) гг.), о послании которого упоминает Дионисий еп. Коринфский. Но мнение Гарнака, об авторстве Сотира, неубедительно, т.к. в ней отсутствует адресат и повод написания, обычно сопутствующие подобным епископским посланиям. Однако, затрудняясь назвать конкретного автора данного Послания (о нем можно лишь сказать, что, скорее всего он был пресвитером), большинство ученых (А.И. Сидоров, архим. Киприан (Керн), И.В.Попов) местом его создания считают Рим.