I. Просопографический период (IV-XV вв.).

Основные этапы развития патрологической науки.

Основополагающий принцип святоотеческой письменности

Методология оценки святоотеческих мнений и трудов.

При оценке значимости трудов св. отцов для православного сознания и возможности применимости их на благо Церкви, необходимо учитывать следующие критерии:

1) Церковная рецепция этих творений в лице В.С., Поместных соборов и согласованность учения, содержащегося в них с Новозаветным Откровением[24];

2) Соответствие учения, содержащегося в этих трудах Св. Преданию Церкви, исходя из принципа: quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est, hoc est [etenim] vere proprieque catholicum (то, во что верили повсюду, всегда и все, потому что это и есть подлинно и в собственном смысле слова «кафолическое» (учение)[25];

3) Согласие других отцов (consensus patrum, οJμολογία τω̃ν αJγίων πατέρων) по основным положениям, изложенным в этих трудах.

 

Основополагающим принципом святоотеческой письменности является принцип «мимисиса» (μίμησις – «подражание»)[26]. Исходя из этого принципа, Св. отцы Церкви являлись в своей литературной деятельности лишь подражателями отцам предшествующих поколений, те, в свою очередь, подражали Апостолам, а, Апостолы – Спасителю. В рамках этого принципа отрицалась почти всякая творческая индивидуальность, особенно при рассмотрении вопросов веры и нравственности, причем мимисис простирался не только на мировоззрение, а, зачастую, и на литературный стиль и характер изложения тех, или иных положений. Таким образом, создавалось единое «русло» православного Предания, в котором каждый новый церковный писатель являлся лишь выразителем веры предшествующих поколений христиан в понятиях и выражениях современной ему эпохи[27].

Принципы христианской просопографии[28] намечены ещё Евсевием Кесарийским во введении к «Церковной истории»[29]: «Я ставил себе задачей описать…, кто стоял во главе наиболее известных церковных кругов и со славой руководил ими; кто, в каком поколении… защищал слово Божье, имена, нрав, и время тех, кто, возжаждав новизны, дошел до пределов заблуждения и, вводя лжеименное знание, как лютые волки, беспощадно расхищал стадо Христово» (I .1,1).

Фактическим же родоначальником христианской просопографии стал блаж. Иероним Стридонский (347-419/20). В 393 г.[30], в Вифлееме, он опубликовал сочинение «О знаменитых людях (мужах)» (De viris illustribus)[31], написанное по просьбе префекта Декстра. В 135 главах этого труда изложены биографии от Апостола Петра до самого Иеронима. Иероним в первых 78 главах буквально следует «Церковной Истории» Евсевия, даже повторяя его ошибки. После опубликования этого труда блаж. Августин (Ер. 40) выразил автору свое сожаление по поводу того, что тот не отделил еретических писателей от православных. Самый большой недостаток произведения – фактическая недостоверность и субъективность (черезмернная) подхода к историческим персоналиям. Цель труда – показать интеллектуальную равнозначность христианства и язычества[32].

В 480 г. Геннадий Марсельский дополнил труд Иеронима[33], а позже (ок. 615г.) Исидор Сивильский ещё более усовершенствовал этот труд[34].

Кроме западных авторов на востоке подобные опыты предпринимали прп. Иоанн Дамаскин (675-749) в своем труде «Sacra Parallela» («Священные параллели»)[35], где представил флорилегий из Свящ. Писания и Св. отцов о различных предметах православной веры, и Св. патр. Фотий (+893), созданием своей знаменитой «Библиотеки» (Μυριόβιβλον, Βιβλιοθήκη). В «Библиотеке» говорится о 281 авторе. Дается информация об авторах, их произведениях, описания и даже выдержки из которых также приводятся. Важнейший источник, иногда единственный о многих произведениях[36].

 

II. Начало и завершение систематизации (конец XVI- середина XIX вв.)

С приходом эпохи Возрождения и Реформации к оформлению патрологического материала стали применять систематический подход. Первыми, кто применил строго научные методы к разработке патрологической проблематики, были следующие католические учёные: кардинал Беллармино (R. Bellarminus +1621) – «О церковных писателях»; Селье (R. Ceillier +1761)– «Всеобщая история святых и церковных писателей»; Де Тиллемон (L.S. Le Nain de Tillemont +1698) – «Материалы для изучения церковной истории первых шести веков» (16 томов). Однако и представители протестантской науки также, активно, приняли научную эстафету: Кейва (G. Cave +1713) – «Литературная история церковных писателей» (доведённая до XIV века); Удина (C. Oudin +1717) – «Рассуждение о церковных писателях»; и наконец целый ряд трудов уже имеющих название «Патрология» – Герхарда (лютеранин) (J. Gerhard +1637)[37], Хюльземана (J. Hülseman +1661) и Олеариа (J. Olearuis +1711).

В этом периоде был составлен поистине эпохальный свод святоотеческих творений на греческом языке под названием «Φιλοκαλία» («Добротолюбие»), изданный в Венеции в 1782 г. Тексты, вошедшие в сборник, разыскал (главным образом на Афоне, а также на оо. Патмосе и Хиосе) и собрал прп. Макарий Коринфский (1731-1805), а отредактировал прп. Никодим Святогорец (1749-1809). В состав этого святоотеческого компендиума вошли тексты от прп. Антония Великого до свт. Григория Паламы.

 

III. Период окончательного оформления «Патрологии», как научной дисциплины (втор. половина XIX- нач. XX века).

Наиболее выдающиеся исследования во второй пол. XIX века принадлежат двум католическим учёным: кардиналу и префекту Ватиканской библиотеки Анжело Маи (Angelo Mai +1854; Scriptorum veterum nova collectio, 10 томов, Рим, 1825-1838) и кардиналу Жану Питре(Jean-Bapt. Pitra + 1889; Spicilegium Solesmense, 4 тома, Париж, 1852-1858; Analecta sacra Spicelegio Solesmensi parata, 7 томов 1876-1891; Analecta novissima, Paris 1885-1889).

Среди протестантских ученых особо заметны исследования А. Гарнака «История древнехристианской литературы до Евсевия»[38] и «Хронология древнехристианской литературы» (5 томов, 1893-1904). В это же время активно развивается и русская патрологическая наука (свт. Филарет Гумилевский, Гусев, Попов, Глубоковский, Сагарда, Епифанович)[39].

Т.о., к началу XX в. Патрология, как наука, «достигла этапа полноценного самосознания»[40]. Оценивая перспективы дальнейшего развития этой научной дисциплины, А.А. Столяров отмечает, что Патрология должна в полной мере учитывать результаты протестантской критики. Она должна, «не порывая с традицией, внести в изложение ту меру объективности, которую традиция способна «выдержать». «Главное – нащупать те рамки, в которых традиционализм может сочетаться с историзмом и критицизмом» – пишет этот исследователь[41].