Федеральный закон от 12 февраля 1998 г.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
В начале 1915 года в России приступили к созданию комплексной системы воздушной обороны царской Ставки и г. Петрограда. Основу этой системы прикрытия объектов от ударов состояла Зенитно-артиллерийская оборона.
В 1916 году в России стали применяться аэростаты заграждения, появилась служба воздушного наблюдения.
4 октября 1932 постановлением СНК СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР»
14 апреля 1956 года утверждается новое «Положение о МПВО Союза ССР».
В июле 1961 было принято положение о ГО ССР.
30.07.1987 «О мерах по коренной перестройке системы ГО»
27 декабря 1990 года было издано постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей»
18 апреля 1992 года Правительством РСФСР было принято решение о создании РСПЧС
№ 28-ФЗ «О гражданской обороне»
«Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»
Закон определил принципы организации и ведения гражданской обороны:
> организация и ведение гражданской обороны являются одними из
важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;
> подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
> ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:
с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или
введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Основным задачами в области гражданской обороны являются:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5) про ведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
7) борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих д ействий;
8) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
9) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
10) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
11) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
12) срочное захоронение трупов в военное время;
13) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
14) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражд анской обороны.
Закон определил полномочия:
1) Президента,
2) Правительства Российской Федерации,
3) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
4) руководителей федеральных органов исполнительной власти, >организаций в сфере гражданской обороны,
5) а также права и обязанности населения в области гражданской обороны.
6) Был закреплен принцип единоначалия и персонификации
ответственности за организацию и ведение гражданской обороны.
7) Руководители всех структур и уровней управления являлись соответствующими руководителями гражданской обороны.
Была определена система органов управления гражданской обороны
Определен состав сил гражданской обороны
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны
должна бьпъ готовой:
1) выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения.
2) основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия,
3) принимать участие в защите населения и территорий в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
«Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденные Президентом РФ 5 января 2004 года
Статья 15. Силы гражданской обороны