Роль конкуренции в теории монополистической конкуренции.

Теория монополистической конкуренции.

Краткие сведения.

1.Эдуард Чемберлин (1899 - 1967) - американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет.

В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского уни­верситета и, закончив ее, остается здесь преподавать.

В 1933 году ученый публикует свой труд"Теория монополистической кон­куренции", который стал впоследствии классическим произведением. С1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономичес­кой теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации.

В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратеги­ческой службы США.

2.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чембер­лин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной систе­мы. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:

создание рынка одиноких товаров - этот вариант возможен при наличии двух или небольшого чиста продавцов;

рынок дифференцированных продуктов - контроль продавцов над товара­ми, имеющими отличительные признаки.

Предложенный им вариант монополистической конкуренции характе­ризуется следующим:

число продавцов достаточно велико;

каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на по­ведение конкурентов;

товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают то­вары с торговой маркой конкретных продавцов;

вход в производство близких групп продуктов не ограничен.

В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах.

3. Предлагаядифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:

манипулирование ценой - из-за монополизации рынка продавцом про­исходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);

внесение качественных изменений в продукт;

внедрение рекламы.

Последние два фактора относятся кнеценовым факторам конкуренции.Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конку­ренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслу­живание покупателей.

Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон