Конспект урока по русскому языку

 

Выполнила:Чуринова Мария Александровна, 4 курс, РЛ-10-01

Тема урока:подготовка к сжатому изложению по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей»

Цель: подготовить учащихся к написанию подробного изложения по стихотворению в прозе через проведение аналитической работы над текстом.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умения анализировать фрагмент текста, выделяя его основную мысль.

2. Формировать умения учащихся делить текст на части.

3. Закрепить умения учащихся составлять план текста.

 

Воспитательные:

1. Активизировать интерес учащихся к чтению.

2. Формировать неравнодушное отношение школьников к окружающим через анализ сюжетной основы произведения.

3. Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности на письме через оформление письменных работ.

4. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

 

Развивающие:

1. Содействовать развитию разных устной и письменной речи с учащихся (с помощью задаваемых вопросов по тексту, написания изложения).

2. Формировать умения самостоятельно находить и анализировать информацию.

3. Развивать эмоционально-эстетическую сферу учащихся.

 

Оборудование:слайд-проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Литература:учебник«Русский язык 7 класс часть 2» С.И. Львова, В.В. Львов.

 

 

План урока:

 

Этап урока Хронометраж
1.Организационный момент: Приветствие. Педагогическое требование. Установка на оформление тетради к уроку.   2.Подготовка к написанию подробного изложения.   3.Написание подробного изложения. 2 минуты   23 минуты   20 минут

 

 

Ход урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика. Примечание.
Организационный этап Метод: слово учителя Прием: приветственное слово, сообщающее слово - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему урока: Подробное изложение по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей». Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо. Образец записи в тетрадях:   Шестнадцатое марта Классная работа Подробное изложение по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей»     Слайд с темой урока
Подготовка к написанию изложения. Анализ текста первоисточника. Метод: слово учителя Прием: вводное, ведущее слово учителя, сообщающее слово - Суть нашей сегодняшней работы состоит в том, чтобы понять с помощью каких средств языка автор создает свой текст. Научиться применять эти языковые средства к своему тексту.   Метод: слово учителя, беседа Прием: ведущее слово учителя, эвристическая беседа - Сегодня мы с вами будем учиться создавать произведение искусства с помощью слов. В этом нам поможет стихотворение в прозе «Воробей», написанное И. С. Тургеневым.   - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте?   Метод: слово учителя Прием: вводное, ведущее слово учителя   - Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте. После моего прочтения я задам вам несколько вопросов.     Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.   Метод: слово учителя, беседа Прием: ведущее слово учителя, эвристическая беседа - Понравилось ли вам это стихотворение в прозе? - Какие чувства оно у вас вызвало?     - На ваш взгляд, кто являются главными героями этого произведения?     - Опишите маленького воробья?     - А каким представлен в тексте старший воробей?   - Какой сюжет вы мысленно увидели, когда я читала текст? - Ребята, скажите, как бы вы поступили на месте хозяина собаки, попав в подобную ситуацию? Найдите в тексте действия хозяина.     - Молодцы. Все верно. Определите тип и стиль этого текста.   - Назовите основную мысль текста. Подкрепите свой ответ цитатами из этого текста.   Метод: слово учителя, беседа Прием: ведущее слово учителя, эвристическая беседа   - Молодцы. А теперь обратите внимание на слайд. Перед вами рисунок, связанный с текстом.     - Скажите, какой фрагмент этого текста запечатлен на рисунке?   Метод: слово учителя, Приём: ведущее слово учителя - Все верно. Я вижу, что вы хорошо поняли текст. Сейчас мы с вами будем составлять план этого текста для того, что бы вам легче было написать подробное изложение.   Метод: слово учителя, Приём: ведущее слово учителя, наблюдение за языковым материалом - Пункты плана я буду записывать на доске, а вы у себя в тетрадях. Каждый пункт плана мы обсуждаем, анализируем и только потом записываем.   План: 1. Возвращение домой. 2. Воробей на аллее. 3. «Знакомство» животных. 4. Сила воробья. 5. Растерянность Трезора, моя растерянность. 6. Любовь сильнее смерти.   Метод: слово учителя, Приём: ведущее слово учителя - Итак. Молодцы. Ребята, есть ли в этом тексте слова, которые вам не знакомы или не понятны?   - Мы с вами хорошо поработали. Проанализировали стихотворение в прозе, посмотрели иллюстрацию к данному тексту, составили план. Сейчас я еще раз зачитаю текст, вы откладываете пишущие принадлежности в сторону и слушаете меня внимательно. После того, как я прочитаю текст, вы можете приступать к написанию вашего изложения, опираясь на проработанный нами материал.   Слушание Жанр: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание     Говорение Образец устного ответа ученика:     - Речь в это тексте пойдет, возможно, о какой-нибудь ситуации, произошедшей с воробьем. Слушание Жанр: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание Говорение Образец устного ответа ученика: - Да, понравилось. - Страх за детеныша воробья, за старого воробья. Интерес вызвало поведение собаки и поведение хозяина. - На мой взгляд, главными героями являются старший воробей и собака. - Он был с желтизной около клюва и пухом на голове. - Старый черногрудый воробей, весь взъерошенный, искаженный. - Как воробей и собака стоят напротив друг друга. - Всячески бы оградил свою собаку от безобидных птиц. Пример из текста: Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. - Это повествование.     - Основная мысль текст: любовь способна на любые поступки. Пример из текста: Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное)   - На рисунке изображен фрагмент, когда собака увидела воробья-детеныша и тут же, камнем вниз упал старший воробей.   Слушание Жанр: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание     Слушание Жанр: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание   Слушание Жанр: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание     Слайд с иллюстрацией к тексту