Средства сигнализации и связи при движении поездов

Средствами сигнализации и связи при движении поездов являются автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки.

На отдельных участках может применяться автоматическая локомотивная сигнализация /АЛСН/, как самостоятельное средство сигнализации и связи.

На малодеятельных участках и подъездных путях в качестве средств связи при движении поездов допускается применять электрожезловую систему и телефон.

В исключительных случаях , допускается отправлять поезда с разграничением временем.

Основные средства сигнализации и связи при движении поездов- автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки.

Понятие «Путевая и полуавтоматическая блокировка».

 

Система устройств, регулирующих движение с разграничением поездов интервалом попутного следования, обеспечивающих пропускную способность и безопасность на перегонах, позволяющих блокировать (ограждать) участок пути или межстанционный перегон, занятый поездом, называется путевой блокировкой. Блокировка бывает автоматическая и полуавтоматическая.

  • Автоматическая блокировка позволяет отправлять несколько поездов на один перегон (один вслед за другим) с определенным интервалом. Для этого перегоны делятся на блок-участки, каждый из которых ограждается светофором, связанным с электрической рельсовой цепью. Сигналы светофора указывают на занятость или свободность одного или более блок-участков перед поездом. Открыть выходной или проходной светофор до фактического освобождения поездом ограждаемого ими блок-участка невозможно. Это обеспечено тем, что в электрическую цепь разрешающего (желтого или зеленого) огня этих светофоров включены контакты путевых реле рельсовых цепей участка между выходным светофором и границей станции, а также первого участка удаления (для выходного светофора) или соответствующего блок-участка (для проходного светофора).
  • Полуавтоматическая блокировка – при полуавтоматической блокировке правом на занятие перегона служит открытое положение выходного или проходного светофора. Сигналы открываются вручную, а закрываются как автоматически, так и вручную. Устройства полуавтоматической блокировки не допускают открытия входного или проходного светофора до тех пор, пока поезд не освободит межпостовой или межстанционный перегон и специальный прибор не зафиксирует его фактическое прибытие., а станция приема не даст извещения об этом станции отправления.

На двухпутных участках, не оборудованных автоблокировкой, на перегоне может находиться только один поезд. Если до освобождения перегона к раздельному пункту подходит другой поезд попутного отправления, то его задерживают. На двухпутных линиях с автоблокировкой, когда одновременно на перегоне может находиться несколько поездов, на раздельных пунктах устанавливается последовательность их отправления. На однопутных линиях раздельными пунктами ограничивается движение встречных поездов. Таким образом последовательность занятия пути на перегонах определяется раздельными пунктами. Раздельные пункты делят железнодорожную линию на перегоны.

  • перегон- часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
  • блок-участок - часть межстанционного перегона при автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей блок-участка);