ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЕЙ АЭРОЗОЛЬНО-ПОРОШКОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ОПАН НА ТРАНСПОРТЕ

Пермским предприятием «ИВЦ Техномаш» с 1994 года выпускаются для защиты взрывопожароопасных объектов нефтегазового комплекса страны модули аэрозольно-порошкового пожаротушения ОПАН-100, ОПАН-5О. Они с 1998 года применяются в металлургической, горнодобывающей, а с 2002 года в атомной промышленности.

Единственной отрас­лью, не освоенной эт­ими установками оста­вался до сих пор (не считая трубопроводный транспорт) только назем­ный, морской, речной и воздушный транспорт. А между тем, 10-летний опыт применения ОПАНов показы­вает, что их внедрение на транспорте могло бы решить проблему на­дежной защиты от пожаров таких опасных объектов как моторные отсеки дизелей электровозов, тепловозов, морских и речных судов; нефтеналивные танки и ци­стерны морского и желез­нодорожного транспорта.

Эффективность примене­ния модулей ОПАН-100 по сравнению, например, с тра­диционными порошковыми и водо-пенными системами значительно выше, главным образом, по надежности, бы­стродействию и отсутствию каких-либо регламентных работ в течение 8-10 лет. Эти преимущества обеспечены уникальной конструкцией газо-аэрозольного нагнетате­ля вытесняющего порошок из баллона, разработанного и изготавливаемого по конвер­сионным технологиям с по­казателями надежности близкими к единице. Для обеспечения 100% - выбро­са даже слежавшегося порошка из 100-литрового бал­лона ОПАН-100 и равномер­ного его распределения в объеме или по площадям за­щищаемого объекта исполь­зуется запатентованная си­стема аэрации и транспорти­ровки порошка по трубам или распыл через разгонное сопло Лаваля.

 

Рис.1. Циклограмма тушения очагов пожара А, В, С на площади более 80 м2 при свободном выбросе порошка из ОПАН-100

Основным достоинством ОПАН-100 в случае применения на железнодорожном транспорте, а также в мотор­ных отсеках морских и реч­ных судов, является полно­стью подтвержденная его ра­ботоспособность в течение 8...10 лет без регламентного обслуживания на газопере­качивающих объектах в условиях высоких вибраций и температур в ди­апазоне +70...-50°С.

С 1995 года они эксплуа­тируются без замечаний в мо­торных и компрессорных от­секах модульных газоперека­чивающих агрегатов ГПА-12 «Урал» и газотурбинных элек­тростанций ГТЭС-4. В феврале 2002 года на пятом году эк­сплуатации аэрозольно-по­рошковая установка из двух модулей ОПАН-100 за 8 се­кунд потушила пожар после взрыва газотурбинного двига­теля в моторном отсеке ГТЭС-4 «Уралтрансгаз».

В ноябре 2004 года «Техномаш» совместно со спе­циалистами «Электрон­ная техника» (г. Екатерин­бург) провел натурные огневые ис­пытания ОПАН-100 на карьер­ном электровозе по проверке работос­пособности и эффективности аэрозольно-порошковой си­стемы при ту­шении объемного пожара од­новременно в дизельном и генераторном отсеке. Результаты испытаний положительные.

Следует признать, что перспективы применения на транспорте хорошо зареко­мендовавших себя в ГАЗ­ПРОМЕ модулей ОПАН-100 и ОПАН-50 весьма обнадежи­вающие еще и потому, что в автоматическом режиме они имеют самое высокое бы­стродействие из известных систем при ликвидации взрыво-пожароопасных ситуаций, связанных с транспортировкой и перера­боткой углеводородного сырья.

В подтверждение воз­можности тушения нефтена­ливных танков морских и речных судов, а также железнодорожных цистерн была разработана по Государ­ственному контракту с Адми­нистрацией Пермской обла­сти автоматическая быстро­действующая система аэро­зольно-порошкового пожа­ротушения резервуаров неф­тепродуктов объемом до 5000 мЗ. В третьем квартале 2004 года она успешно про­шла испытания на макете ре­зервуара объемом 15 мЗ и площадью зеркала с горящи­ми нефтепродуктами более 7,5 м2. Два модуля ОПАН-50 потушили резервуар за 3,6 сек с момента воспламенения бензина.

Данную систему в 2005 году планируется реализо­вать на предприя­тиях «Лукойл». Кроме того, она будет предложена пред­приятиям морского Регистра РФ и железнодорожного транспорта.

Рис.3. Испытания автоматической системы пожаротушения с модулями ОПАН-50, при тушении резервуара нефтепродуктов объемом 15м3 и поверхностью горения 8м2

 

1.4.1. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР.

Снаряжение пожарного.

Снаряжение пожарного предназначено для защиты от теплового воздействия, воды и растворов при тушении пожаров. Защитная одежда обеспечивает работу персонала в интервале температур –35 +25O°C. При интенсивности теплового потока и температуре +250°С защитное время костюма составляет 10 мин. Снаряжение должно храниться на штатных местах и использоваться только по назначению.

Комплект снаряжения пожарного состоит из защитной одежды из жароводостойкого материала, ботинок и перчаток из резины или другого неэлектропроводного материала, жесткого шлема, переносного аккумуляторного фонарям взрывобезопасной конструкции, рассчитанного на горение в течение не менее 3 ч, пожарного топора с ручкой из дерева твердых пород, дыхательного изолирующего аппарата, предохранительного троса длиной около 30 м с поясом и карабином.

Кроме того, в состав снаряжения входит:

костюм пожарного: двубортная куртка, пристегивающаяся пелерина, поддерживающие бретели, брюки;

одежда пожарного специальная: куртка, искрозащитная кокетка, металлическая застежка, трикотажная подкладка, поддерживающие бретели, брюки, водозащитный нагрудный клапан;

каска пожарная: ремешок на шарнирной подвеске, защитный козырек-забрало, каска, шарнир, тулья регулирующая размер, пелерина;

спасательный пояс с карабином и кобурой для поясного топора;

рукавицы;

поясной топор.

Финские пожарные костюмы «SEITA». В комплект входят брюки и куртка. Одежда выполнена из трехслойной ткани, обугливание которой начинается при температуре +370°С. После 30 минут при температуре +260°С она еще имеет 70% первоначальной прочности. Костюм хорошо «дышит». Специальная обработка поверхности позволяет отталкивать воду, грязь и химикаты. Встречная складка на спине костюма облегчает движение и работу. Капюшон под каску, прикрепляемый молнией сворачивается внутрь воротника. Верхняя часть капюшона, защищающая темя, из вязаной ткани. Дополнительные принадлежности: специальные пряжки, крючки для рукавиц и фонарика, карман для радиотелефона.