ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЕЙ АЭРОЗОЛЬНО-ПОРОШКОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ОПАН НА ТРАНСПОРТЕ
Пермским предприятием «ИВЦ Техномаш» с 1994 года выпускаются для защиты взрывопожароопасных объектов нефтегазового комплекса страны модули аэрозольно-порошкового пожаротушения ОПАН-100, ОПАН-5О. Они с 1998 года применяются в металлургической, горнодобывающей, а с 2002 года в атомной промышленности.
Единственной отраслью, не освоенной этими установками оставался до сих пор (не считая трубопроводный транспорт) только наземный, морской, речной и воздушный транспорт. А между тем, 10-летний опыт применения ОПАНов показывает, что их внедрение на транспорте могло бы решить проблему надежной защиты от пожаров таких опасных объектов как моторные отсеки дизелей электровозов, тепловозов, морских и речных судов; нефтеналивные танки и цистерны морского и железнодорожного транспорта.
Эффективность применения модулей ОПАН-100 по сравнению, например, с традиционными порошковыми и водо-пенными системами значительно выше, главным образом, по надежности, быстродействию и отсутствию каких-либо регламентных работ в течение 8-10 лет. Эти преимущества обеспечены уникальной конструкцией газо-аэрозольного нагнетателя вытесняющего порошок из баллона, разработанного и изготавливаемого по конверсионным технологиям с показателями надежности близкими к единице. Для обеспечения 100% - выброса даже слежавшегося порошка из 100-литрового баллона ОПАН-100 и равномерного его распределения в объеме или по площадям защищаемого объекта используется запатентованная система аэрации и транспортировки порошка по трубам или распыл через разгонное сопло Лаваля.
Рис.1. Циклограмма тушения очагов пожара А, В, С на площади более 80 м2 при свободном выбросе порошка из ОПАН-100
Основным достоинством ОПАН-100 в случае применения на железнодорожном транспорте, а также в моторных отсеках морских и речных судов, является полностью подтвержденная его работоспособность в течение 8...10 лет без регламентного обслуживания на газоперекачивающих объектах в условиях высоких вибраций и температур в диапазоне +70...-50°С.
С 1995 года они эксплуатируются без замечаний в моторных и компрессорных отсеках модульных газоперекачивающих агрегатов ГПА-12 «Урал» и газотурбинных электростанций ГТЭС-4. В феврале 2002 года на пятом году эксплуатации аэрозольно-порошковая установка из двух модулей ОПАН-100 за 8 секунд потушила пожар после взрыва газотурбинного двигателя в моторном отсеке ГТЭС-4 «Уралтрансгаз».
В ноябре 2004 года «Техномаш» совместно со специалистами «Электронная техника» (г. Екатеринбург) провел натурные огневые испытания ОПАН-100 на карьерном электровозе по проверке работоспособности и эффективности аэрозольно-порошковой системы при тушении объемного пожара одновременно в дизельном и генераторном отсеке. Результаты испытаний положительные.
Следует признать, что перспективы применения на транспорте хорошо зарекомендовавших себя в ГАЗПРОМЕ модулей ОПАН-100 и ОПАН-50 весьма обнадеживающие еще и потому, что в автоматическом режиме они имеют самое высокое быстродействие из известных систем при ликвидации взрыво-пожароопасных ситуаций, связанных с транспортировкой и переработкой углеводородного сырья.
В подтверждение возможности тушения нефтеналивных танков морских и речных судов, а также железнодорожных цистерн была разработана по Государственному контракту с Администрацией Пермской области автоматическая быстродействующая система аэрозольно-порошкового пожаротушения резервуаров нефтепродуктов объемом до 5000 мЗ. В третьем квартале 2004 года она успешно прошла испытания на макете резервуара объемом 15 мЗ и площадью зеркала с горящими нефтепродуктами более 7,5 м2. Два модуля ОПАН-50 потушили резервуар за 3,6 сек с момента воспламенения бензина.
Данную систему в 2005 году планируется реализовать на предприятиях «Лукойл». Кроме того, она будет предложена предприятиям морского Регистра РФ и железнодорожного транспорта.
Рис.3. Испытания автоматической системы пожаротушения с модулями ОПАН-50, при тушении резервуара нефтепродуктов объемом 15м3 и поверхностью горения 8м2
1.4.1. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР.
Снаряжение пожарного.
Снаряжение пожарного предназначено для защиты от теплового воздействия, воды и растворов при тушении пожаров. Защитная одежда обеспечивает работу персонала в интервале температур –35 +25O°C. При интенсивности теплового потока и температуре +250°С защитное время костюма составляет 10 мин. Снаряжение должно храниться на штатных местах и использоваться только по назначению.
Комплект снаряжения пожарного состоит из защитной одежды из жароводостойкого материала, ботинок и перчаток из резины или другого неэлектропроводного материала, жесткого шлема, переносного аккумуляторного фонарям взрывобезопасной конструкции, рассчитанного на горение в течение не менее 3 ч, пожарного топора с ручкой из дерева твердых пород, дыхательного изолирующего аппарата, предохранительного троса длиной около 30 м с поясом и карабином.
Кроме того, в состав снаряжения входит:
костюм пожарного: двубортная куртка, пристегивающаяся пелерина, поддерживающие бретели, брюки;
одежда пожарного специальная: куртка, искрозащитная кокетка, металлическая застежка, трикотажная подкладка, поддерживающие бретели, брюки, водозащитный нагрудный клапан;
каска пожарная: ремешок на шарнирной подвеске, защитный козырек-забрало, каска, шарнир, тулья регулирующая размер, пелерина;
спасательный пояс с карабином и кобурой для поясного топора;
рукавицы;
поясной топор.
Финские пожарные костюмы «SEITA». В комплект входят брюки и куртка. Одежда выполнена из трехслойной ткани, обугливание которой начинается при температуре +370°С. После 30 минут при температуре +260°С она еще имеет 70% первоначальной прочности. Костюм хорошо «дышит». Специальная обработка поверхности позволяет отталкивать воду, грязь и химикаты. Встречная складка на спине костюма облегчает движение и работу. Капюшон под каску, прикрепляемый молнией сворачивается внутрь воротника. Верхняя часть капюшона, защищающая темя, из вязаной ткани. Дополнительные принадлежности: специальные пряжки, крючки для рукавиц и фонарика, карман для радиотелефона.