ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОЖАРОВ.

1.2.1. КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ.

На судах должны быть реализованы конструктивные средства обес­печения живучести, которые должны включать в себя:

- комплекс конструктивных пассивных мер, обеспечивающих пожаро- взрывобезопасность судна и защиту личного состава от продуктов горения и воздействия высоких температур;

- комплекс конструктивных стационарных противопожарных и противовзрывных средств и систем, обеспечивающих обнаружение, локализацию и тушение пожаров;

- переносные средства тушения, очагов возгорания на судне и средства защиты личного состава от токсичных продуктов горения и воздействия высоких температур.

Таким образом, противопожарная и противовзрывная защита (ПП и ПВЗ) судна должна обеспечить: предупреждение, обнаружение, локализацию и тушение любых пожаров независимо от места их возникновения. СОЛАС требует, чтобы противопожарная защита на судах должна быть выпол­нена по одному из трех основных способов:

1. Все применяемые на судне материалы должны быть негорючими. Горючие
материалы только - топливо, масло, мебель, отделка.

2. Судно делится на противопожарные зоны площадью 120-150м2 огнезстойкими пере­борками и палубами, препятствующими распространению пожара.

3. Во всех жилых и служебных помещениях устанавливается автоматическая
спринклерная система пожаротушения, являющаяся и системой обнаружения пожара.

По степени участия личного состава в использовании противопожарной защиты и характеру воздействия на процесс горения различают пассивную и активную противопожарную защиту.

Конструктивная (пассивная) противопожарная защита судна предназначена:

- для предотвращения возникновения пожаров и взрывов на судне при авариях;

- ограничения распространения пожара по судну при его возникновении;

- создания рубежей борьбы с пожаром, а также путей эвакуации личного состава.

Конструктивная защита зависит от класса судна, особенностей его архитектуры и компоновки, условий эксплуатации. Она не требует энергозатрат и находится всегда в готовности к выполнению своего назначения. При её наличии появляется возможность сокращения комплекса средств и систем активной противопожарной и противовзрывной защиты. Обеспечение конст­руктивной противопожарной защиты:

- разделение судна на противопожарные зоны (40 метров);

- разделение больших пожароопасных помещений на меньшие;

- рациональная компоновка помещений судна;

- рациональное размещение оборудования;

- обеспечение герметичности отсеков и помещений;

- применение негорючих материалов;

Одним из эффективных средств конструктивной за­щиты следует считать разделение помещений на меньшие изолированные отсеки с раз­несением опасных объемов друг от друга, т.е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противопожарными зонами, локализирующими пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.

В соответствии с Международной Конвенции «SOLAS-74» применяются конструкции на судах следующих типов.

Тип А. Огнестойкие конструкции. Конструкции которые образованы переборками или палубами и которые должны быть:

- изготовлены из стали или другого равноценного материала;

- достаточно жесткими;

- изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через них дыма и пламени до конца 60 мин. стандартного испытания огнестойкости;

- изолированы негорючими материалами так, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому противодействию не превышалась более чем на 140ºС по сравнению с первоначальной; при этом температура в любой точке, включая любое соединение, не превышать более чем на 180ºС по сравнению с первоначальной.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваиваются следующие обозначения: А-60 (в течение 60 мин.); А-30 (30 мин); А-15 (15 мин.); А-0 (0 мин.).

Тип В. Огнезадерживающие конструкции. Конструкции которые образованы переборками, палубами, подволоками или зашивками и которые должны быть:

- целиком изготовлены из негорючих материалов;

- изготовлены так, чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени в течение 30 минут стандартного испытания огнестойкости

- снабжены изоляцией такой толщиной, чтобы средняя температура поверхности на стороне, противоположной огневому воздействию не превышалась более чем на 140ºС по сравнению с первоначальной и в любой точке, включая любое соединение не превышалось более чем на 225ºС по сравнению с первоначальной при воздействии пламени с любой стороны.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям (выгородки внутри противопожарной зоны) присваиваются следующие обозначения: В-15 (в течение 15 мин.); В-0 (0 мин.).

Тип С. Конструкции выполняемые из одобренных негорючих материалов. Требования о задержании пламени и дыма, а также обеспечения определенного перепада температур не предъявляются.

Назначение таких конструкций – снизить горючий потенциал внутреннего оборудования помещений и конструктивных элементов (зашивка борта, подволока, внутренних легких переборок).

Различные горючие материалы (топливо, краски, дерево, изоляция и прочие) представляют опасность, т.к. являются источниками возникновения пожара и его распространения по судну.

Активная конструктивная противопожарная защита судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возник­новении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в авто­матическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов. В состав активной противопожарной защиты входят:

- системы пожарной сигнализации; они играют важную роль в общем, комплексе противопожарных мероприятий на судне.

1. Система обнаружения пожара - предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития т.е. подачу сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост. Сигнализация бывает автоматическая и ручная. Автоматическую устанавливают в жилых, служебных, кладовых, постах управления, кроме трюмов не оборудованных системой объёмного пожаротушения. Электрические системы автоматической сигнализации состоят из датчиков-извещателей, которые автоматически сигнализируют в рулевую рубку или в специальный пожарный пост о появлении дыма, повышении температуры или появлении огня в контролируемом помещении. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Также устанавливают специальные датчики-извещатели, которые приводят в действие вручную.

2. Система оповещения о пожаре - предназначена для подачи звуковых и свето­вых сигналов на командные пункты. На современных судах системы обнаруже­ния и оповещения вводят в единую систему автоматического обнаружения и, как пра­вило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения, например с общесудовой авральной сигнализацией и служит для подачи сигналов отдельно пассажирам и экипажу. К ним относятся колокола громкого боя, световые сигналы, сирены (дублировать по трансляции).

3. Системы предупреждения о включении систем пожаротушения - уведомление экипажа, находящегося в охраняемом помещении, о пуске в действие системы объёмного пожаротушения.

- противопожарныестационарные системы судна;

Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легко испаряющих жидкостей) к очагу пожара. На гражданских судах к ним относятся:

- водяного орошения - подача воды к оросительным насадкам, где оборудовано, срабатывает автоматически и сигнализирует в рулевую рубку и каюту старпома.

- водяной завес - сплошная водяная завеса. Применяется для защиты открытых палуб паромов, типа "ро-ро".

- водораспыление - МКО, тонко распылённая вода создаёт в топливных отсеках обеднённую кислородную среду, горение не поддерживающую.

- спринклерная - необходима для подачи воды к оросительным насадкам, срабатывает автоматически при повышении температуры (жилых помещениях 80 град.)

- паротушения - насыщенный пар (грузовые трюма, танки, котельное отделение).

- пенотушения - тушения горящих нефтепродуктов;

- объёмного химического тушения - одна из эффективных противопожарных систем, подача легкоиспаряющихся огнегасительных жидкостей из цистерны, баллонов.

- углекислотного тушения - жидкая углекислота;

- тушение инертными газами;

- порошкового тушения;

Все судовые стационарные системы можно классифицировать по их конструктивным особенностям.

По способу использования энергии - автономные и неавтономные.

По огнетушащему составу - водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые.

По принципу тушения - поверхностного и объемного тушения.

По категориям обеспечиваемых помещений – общесудовые и системы СЭУ.

- переносные средства борьбы с пожаром.

Судовые переносные средства можно классифицировать по отдельным направлением:

- переносные пожарные насосы;

- пожарные стволы и пеногенераторы;

- огнетушители;

- пожарный инструмент.

Разработка элементов конструктивной защиты, создание и совершенствование систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе анализа случаев взрывов и пожаров на судах, действий по борьбе с пожаром и оценки различных вариантов противопожарной защиты.

1.2.2. ОПАСНОСТЬ ПОЖАРА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОГНЯ.

Огонь может распространяться путем: теплопроводности, излучением, конвекцией.

Выделение тепла при пожаре зависит от площади и скорости горения. Средняя линейная скорость горения составляет в МКО 8-10 м/мин, в жилых и слу­жебных помещениях 0,5-1,2 м/мин.

Быстрое распространение огня по судну вызвано большой насыщенностью су­довых помещений горючими веществами, интенсивным нагревом изоляции и отделоч­ных материалов, закрепленных по металлическим конструкциям. На ускорение развития судовых пожаров значительное влияние оказывают наличие естественной и принудительной вентиляции, короткие замыкания кабельных трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топлива, способствуя возникновению новых очагов горения. При открытии дверей, люков, горловин, ил­люминаторов возникают потоки горячих газов, поступает воздух, что интенсифицирует процесс горения. Внутри го­рящего помещения температура неодинакова. Ее наибольшее значение наблюдается в зоне горения, достигая в помещениях 800-900°С, а в топливных цистернах - 1100-1300°С. Дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные. Это затрудняет поиск зоны пожара и действия по борьбе с ним. Поэтому судовые пожары характеризуются следующими особенностями:

- быстрым распространением огня по судну, угрозой взрывов;

- заполнением аварийных и смежных помещений дымом и токсичными газами;

- ограниченным подходом к очагу пожара;

- снижение остойчивости при тушении пожара водой;

- при тушении экипажу рассчитывать только на свои силы и средства, которые ограничены.

Все это требует, при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания, мужества.

Основные причины пожаров и взрывов на судах: нарушение правил пожаробезопасности, эксплуатационные повреждения. Наиболее опасными являются следующие нарушения правил со стороны членов экипажей судов:

- нарушение организации и проведения сварочных работ (до 30%);

- курение и другое небрежное отношение с открытым огнем (до 20%);

- небрежность в использовании электронагревательных приборов (до 10%);

- нарушение правил эксплуатации электрооборудования;

- протечки топлив, масел, применение бензина и других ЛВЖ;

- взрывы паров топлива.

Источниками воспламенения (зажигания) горючих материалов на судне могут быть:

- открытый огонь (курение, паяльная лампа, факел в котле, газо- и электросварка). Температура (тление сигареты - 500°С, спички - 750-800°С, бензозажигалка - 1200-1300°С, сварка - 1500-3000°С);

- раскаленные продукты горения, при работе котлов, дизелей, газовых турбин (температура выходящих газов составляет 600-1100°С);

- искры при неполном сгорании в котлах и дизелях (их температура 600-900°С);

- короткие замыкания, перегрузка кабелей и аппаратов, электрические искры;

- статистическое электричество;

- искры от ударов твердых тел;

- разогрев тел от трения (подшипники валов турбин, агрегатов и др.).

Пожары в энергетических отсеках, происходят при нарушении ПТЭ, а также пожары электрооборудования являются следствием нарушения изоляции, перегрузки сети, механических повреждений и воздействия морской воды при авариях установок и обслуживающих их систем. Взрывы и загорания происходят в МКО при утечке топлива и ма­сел. При воспламенении паров ГСМ пожар носит объемный и быстротечный характер. Небольшую опасность представляют легкие виды топлив. Наиболее высокой испаряемостью обладает бензин. Например, из канистры вместимостью 10 л. за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, а из бочки емкостью 200л - 6 кг. Взрывоопасная смесь в этой бочке возникает уже при испарении первых 10-15 г бензина.

1.2.3. ПРИНЦИПЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРОВ.

Любой член экипажа, обнаруживший пожар или его признаки, включает сигнализатор пожара.

На ходу судна, после включения сигнализатора, информирует вахтенного помощника капитана лично или по телефону.

При стоянке, когда место пребывания вахтенного помощника капитана неясно, обнаружив пожар, любым способом или через вахтенных, включает сигнал тревоги, после этого идёт в установленное место сбора. Все члены экипажа, услышав сигнал тревоги, также направляются на место сбора. На месте сбора капитан (вахтенный помощник капитана) получает информацию о причинах объявления тревоги, устанавливают отсутствующих людей, которые находятся на судне, организует дальнейшие действия, руководствуясь целью сохранить человеческие жизни на судне, на берегу и на соседних судах.

Прекратить горение можно, воздействуя различными способами на горючее вещество или на реакции окисления. В основе любого способа лежит физический или химический принцип взаимодействия огнетушащего вещества с зоной горения. В настоящее время можно выделить следующие принципы прекращения горения:

1) охлаждение зоны горения ниже температуры путем подачи веществ с низкой температурой и высокой теплоемкостью, которые отнимают часть теплоты;

2) изоляция зоны горения: вводят твердые вещества или пены, покрывающие горящее вещество нейтральным слоем, который прекращает выход летучих горючих веществ или поступление воздуха в зону горения;

3) снижение концентрации кислорода разбавлением негорючими газами до значения, при котором не может происходить горения;

4) химическое торможение скорости химических реакций:активные вещества соединяются с промежуточными продуктами и выводят их из реакции;

5) механический срыв пламени сильной струей газа или воды (на судах применяются крайне редко);

6) создание огневого преграждения, т.е. таких условий, при которых пламя не может распространяться через узкие каналы (на судах применяются крайне редко).

1.2.4. ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕТУШАЩИХ СРЕДСТВ.

Локализовать и ликвидировать пожар можно только при быстром и правильном выборе средств и способов пожаротушения. Для этого нужно знать условия, при которых протекает горение, пути развития пожара; возможность использования средств пожа­ротушения, безопасность работы, влияние выбранного средст­ва на поведение судна и работоспособность его технических средств. Соответствие выбора огнетушащих веществ типу горючего материала или типу помещения приведено в табл. 3.1.