Пластовое и забойное давление. Понятие о статическом и динамическом уровне.

БИЛЕТ № 23

Пластовое давление – давление, под которым находится жидкость и газ в нефтяном пласте. Пластовое давление – давление краевых вод, газа, породы, которые воздействуют на нефть и способствуют ее перемещению в пласте и выходу на поверхность.

Пластовое давление – естественное давление, ненарушенное извлечением из пласта или закачкой в него жидкости. Определяется при исследовании скважины в статическом режиме ( скважина остановлена). При этом скважинным эхолотом отбивается статический уровень жидкости в затрубном пространстве скважины, затем расчетным путем определяют пластовое давление. Оно зависит от глубины залегания пластов и изменяется под влиянием геологических процессов.

Забойное давление -- давление пластовой жидкости на забое скважины во время ее эксплуатации. Определяется при исследовании скважины в динамическом режиме ( скважина работает ). Измеряется, также скважинным эхолотом или глубинным манометром. Динамический уровень, это уровень жидкости в затрубном пространстве при режиме эксплуатации скважины. Чем больше забойное давление отличается от пластового давления, тем интенсивнее обмен между пластом и скважиной.

2. Гидрозащита погружного насоса; устройство, принцип действия.

Гидрозащита предназначена для защиты погружных маслонаполненных электродвигателей от проникновения пластовой жидкости в их внутреннюю полость, компенсации утечек масла и тепловых изменений его объема при работе электродвигателя и его остановках.

Обозначения гидрозащиты по ТУ 3381-026-21945400-97:

МГ – 5 == модернизированная гидрозащита МГ, 5 -- обозначение габаритной группы и номер разработки.

Гидрозащита типа Г состоит из двух сборочных единиц: протектора, который устанавливается между двигателем и насосом, и компенсатора, расположенного в нижней части двигателя.

Протектор гидрозащиты типа Г состоит из головки, верхнего, среднего и нижнего ниппелей, верхнего и нижнего корпусов и основания, соединенных между собой резьбовыми соединениями.

На валу протектора установлены три радиальных подшипника скольжения. На обоих концах вала имеются шлицы для соединения с двигателем и насосом. На валу последовательно установлены три торцевых уплотнения, зафиксированных пружинными кольцами. Внутри корпусов размещены две короткие диаграммы – верхняя и нижняя – концы которых посредством хомутов герметично закреплены на опорах. Внутренняя полость нижней диафрагмы при соединении протектора с двигателем сообщается с его внутренней полостью. Задиафрагменная полость нижней диафрагмы продольными каналами в нижнем ниппеле сообщена с внутренней полостью верхней диафрагмы, а полость верхней диафрагмы продольными каналами в среднем ниппеле сообщается с полостью между верхним и средним торцовыми уплотнениями. Протектор заполняют маслом через отверстия под пробки с обратными клапанами, выпуская при этом воздух через соответствующие пробки.

Защита от проникновения пластовой жидкости обеспечивается торцовыми уплотнениями и резиновой диафрагмой.

При работе электродвигателя и в процессе его включений и выключений заполняющее его масло периодически нагревается и охлаждается, соответственно изменяясь в объеме. Изменение объема масла компенсируется за счет деформации эластичной диаграммы компенсатора.

В процессе работы происходит утечка масла через торцевые уплотнения. По мере расхода масла диаграмма компенсатора складывается, а диаграммы протектора расширяются. После полного расхода масла из компенсатора наступает второй период работы гидрозащиты, когда используются компенсационные возможности диафрагмы протектора. При падении давления во внешней полости диафрагмы протектора, при остановке электродвигателя и охлаждении масла, обратный клапан открывается и впускает во внешнюю полость пластовую жидкость, выравнивая тем самым давления.

Последовательное дублирование эластичных диафрагм и торцовых уплотнений в протекторе повышает надежность защиты электродвигателя от попадания в него пластовой жидкости.