Устройство УЭЦН. Назначение основных узлов.
Понятие о нефтяных эмульсиях и их основных свойствах.
БИЛЕТ № 16
При интенсивном перемешивании водонефтяной смеси, когда она движется по насосно-компрессорным трубам и промысловым трубопроводам, составляющие ее компоненты (нефть и вода) дробятся на мельчайшие капельки, при этом скорость оседания или всплывания их очень мала (0,1 м/с и менее). В результате полного разделения жидкостей не происходит даже при длительном ее отстаивании. Такое состояние смеси называют эмульсией. В зависимости от физико-химических свойств жидкостей, образующих смесь, эмульсии могут быть двух видов: I) нефть в воде (мельчайшие капельки нефти взвешены в воде) и 2) вода в нефти (капельки воды взвешены в нефти).
Для разрушения эмульсий применяют следующие способы: 1) термический (нагревание смеси до 40—85 °С), 2) механический (фильтрование или центрифугирование), 3) химический (обработка эмульсии специальными химическими реагентами, называемыми деэмульгаторами), 4) электрический (воздействие электрическим полем), 5) магнитный (воздействие магнитным полем).
Термический способ способствует снижению вязкости смеси и ускорению выпадения крупных капель воды; его применяют в сочетании с другими способами (химическим или электрическим) . В качестве химических деэмульгаторов на промыслах используют так называемый нейтрализованный черный контакт (НЧК), дисолъван, сепарол и др. Деэмульгаторы способствуют слиянию мелких капель воды в более крупные и более быстрому их осаждению.
Добываемая нефть обычно содержит то или иное количество солей в растворенном или кристаллическом состоянии; значительное количество солей содержится в сопутствующей воде. Это способствует коррозии трубопроводов и оборудования на нефтеперерабатывающих заводах. Избыток солей удаляется путем промывания нефти теплой водой, которая довольно быстро растворяет их. Остаточное содед^ании воды в товарной нефти не должно превышать 0,5— 2%, а солей— 900 мг/л.
Если при транспортировке нефти на перерабатывающие заводы не обеспечивается герметичность транспортной системы, что ведет к испарению и потере легких компонентов, то прибегают к стабилизации нефти на промыслах. Стабилизация заключается в нагревании нефти до 80— 120 °С, при которой отделяются легкие компоненты. После конденсации эти компоненты транспортируются отдельно. Нефть на промыслах хранят в резервуарах, объем которых может составлять от 100 до 5000 м .
Широкое применение в нашей стране получили погружные установки центробежных электронасосов. Начали применяться гидропоршневые насосы, и прошли успешные промышленные испытания винтовые насосы. Средний дебит нефтяной скважины, оборудованной такой установкой, составляет 120—140 т/сут, в то время как дебит скважин, оборудованных штанговыми насосными установками, всего 15 т/сут. Большое преимущество этих установок — простота обслуживания, большой межремонтный период работы — более 1 года. Нередки случаи, когда на отдельных месторождениях установки работают более 2—3 лет без подъема.
УСТАНОВКА ПОГРУЖНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ЭЛЕКТРОНАСОСА
Установка погружного центробежного электронасоса состоит из следующих основных элементов: насосного агрегата (насос, электродвигатель, протектор), который спускается на колонне насосно-компрессорных труб; бронированного кабеля; устьевой арматуры; автотрансформатораи станции управления.
Погружной электродвигатель (ПЭД) 1 расположен под насосом, вал которого соединяется с валом насоса посредством шлицевого соединения вала протектора. ПЭД представляет собой асинхронный двигатель трехфазного тока в герметичном исполнении — помещен в стальную трубу, заполненную трансформаторным маслом. Ток питания подводится через бронированный кабель, который спускается в скважину параллельно насосно-компрессорным трубам (НКТ) и крепится к ним хомутиками. Конец кабеля плоский. Кабель имеет кабельную муфту для соединения токоподвода с выводными концами статорной обмотки. Питание электродвигателя осуществляется от промысловой сети, напряжение которой регулируется автотрансформатором.Управление и контроль за работой насоса проводят с помощью станции управления.
Длина электродвигателя в зависимости от мощности может достигать 10 м. Статор двигателя состоит из магнитныхи немагнитныхпакетов, собранных в общем корпусе. Обмотка статора (общая для всех пакетов) выполнена из масло- и теплостойких материалов. Ротор двигателя состоит из отдельных секций, собранных на валу. Между роторными секциями установлены промежуточные опорные подшипники качения или скольжения. Скорость вращения ротора ПЭД составляет около 3000 об/мин.
Для серийных центробежных насосных установок выпускают двигатели мощностью от 10 до 125 кВт. Наружные диаметры корпусов равны 103, 117 и 123 мм. В настоящее время выпускаются погружные электродвигатели в термостойком исполнении для эксплуатации установок при температурах до 95°С.
Погружной центробежный электронасос монтируется также в стальной трубе. Рабочие колесасобраны на валу(на шпонке) скользящей посадкой. Колеса расположены в соответствующих направляющих аппаратахкак на подпятниках. Для уменьшения трения в расточку нижнего диска колеса запрессованы текстолитовые шайбы 6. Вал поддерживается подшипниками: верхним — скольженияи нижним радиально-упорным. Число рабочих колец и направляющих аппаратов (ступеней) в серийно выпускаемых насосах колеблется от 84 до 332. Длина корпуса насоса не превышает обычно 5,5 м. При большом числе ступеней их размещают в двух, а иногда и в трех корпусах, соединенных в секции одного насоса. В соединительном патрубке верхней части насоса устанавливают обратный шариковый клапан, который необходим для заполнения НКТ жидкостью перед пуском насосного агрегата в эксплуатацию и удержания жидкости в них при вынужденных остановках работы скважины. Над обратным клапаном в конце НКТ имеется сливной патрубок, используемый для спуска жидкости при подъеме насосного агрегата на поверхность.
В зависимости от условий эксплуатации используют также насосы в износоустойчивом исполнении, которые применяют в обводненных скважинах со значительным содержанием песка (до 1 %). Рабочие колеса этих насосов изготовляют из полиамидной смолы, а в корпусе насоса устанавливают промежуточные резино -металлические подшипники.
Протектор состоит из двух герметично изолированных друг от друга секций, через которые проходит вал с двумя шлицевыми концами для соединения посредством специальных муфт с валами насоса и электродвигателя. Верхняя секция заполнена специальной смазкой для снабжения упорных подшипников насоса, а нижняя секция — трансформаторным маслом для подачи в электродвигатель по мере ее убыли при работе. Давление в секциях протектора несколько больше давления в скважине, что предотвращает возможность попадания скважинной жидкости в двигатель.
Корпусы насоса, протектора и электродвигателя соединены между собой фланцами. Наружные диаметры корпуса насоса и протектора соответственно равны 92 и 114 мм.
Устье скважины оборудуют устьевым оборудованием ОУЭН. Насосный агрегат на НКТ подвешивают на специальной разъемной эксцентричной планшайбе, имеющей отверстие для кабеля.Крестовинанавинчивается на ответную муфту колонной головки и имеет боковые задвижки. Места ввода кабеля и НКТ уплотняются разъемным корпусом и резиновым уплотнителем, который поджимается разъемным фланцем. Межтрубное пространство соединено с выкидной линией , на которой установлен обратный клапан для отвода газа при работе скважины. Задвижка 8 позволяет спускать в скважину различные измерительные приборы и механические скребки для очистки подъемных труб от парафина. С этой целью на тройнике устанавливают лубрикатор. Задвижка, установленная на выкиде устьевой арматуры, необходима для изменения режима работы скважины в процессе ее исследования. Давления на выкиде и в межтрубном пространстве замеряются манометрами.