Тот и себя обманет, и народ».

Творчество всегда связано с понятием красоты. Но ведь подлинная красота может быть заключена не только в архитектурном сооружении, не только в картине, статуе или стихе – есть красота математической формулы, красота научного решения проблемы, красота машины или механизма. Ведь все это – порождение единого творческого процесса, который может протекать в сознании одного человека или коллектива».

Искусство придумывать машины, создавать новые теории, высказывать гипотезы на пути к истине, разве это не творчество? – Конечно, творчество. Иногда самой высокой марки. Творчество, требующее от умельца не только воображения, не только смелого полета мысли, но и чувства и мужества для того, чтобы отстоять свою правоту.

Творчество… На протяжении столетий практически мы связывали это слово с искусством. Творцами именовались музыканты и поэты, художники и архитекторы. Они творили произведения искусства, составлявшие порой гордость нации, человечества.

Таков закон жизни…».

И все во имя непрерывной эволюции нашей жизни. Во имя решения практических задач, от которых зависит наше существование и наше будущее.

Но остается одно – хоти мы того или не хотим – остается вечный, неисчерпаемый путь человечества в неизведанное. Поиск новых закономерностей. Раскрытие неведомых тайн живой и неживой природы. Построение новых гипотез и предположений.

Вспомните космогонию с ее вековыми заблуждениями. Вспомните теорию строения вещества на фоне алхимической науки. Вспомните, наконец, поразительный перескок в сознании, обусловленный новым отношением к машине – она была нашим извечным помощником в физическом труде, стала и неотъемлемым электронным помощником разума.

А ведь в истории науки не раз случались катастрофические катаклизмы, когда приходилось полностью пересматривать всю систему в областях знаний.

Вот они, вершины знания, взятые неимоверным трудом, завоеванные страстью, а порой и самой жизнью ученых и исследователей.

Отвергнуты заблуждения, утверждены, казалось бы, бесспорные истины, переброшены мосты в грядущее… Но проходит некоторое время, и пытливый разум снова карабкается по каменистым кручам, устремляясь все выше и выше, проникая все глубже и глубже в толщу знаний.

И вновь рушатся, казалось бы, навечно установившиеся истины, слывшие бесспорными. Признаются заблуждениями недавние достижения научной мысли. Возникают новые предположения и гипотезы, требующие проверки и утверждения. Такова эволюция…

Человеческая культура, наука развиваются в непрерывном и даже закономерном борении с собой? Прекратись этот поиск, эта борьба – и остановится цивилизация…

Ему же принадлежит и оригинальный взгляд на творчество, с которым трудно не согласиться:

Для этой категории людей общество стремилось создать необходимые условия развития, роста, существования. И никто этому не удивлялся: как-никак творцы…

Но вот во второй половине двадцатого века … утвердилось новое определение: научно-техническое творчество. И это вполне закономерно, Оно – детище научно-технической революции…

Искусство в основном продукт человеческого чувства. Научно-техническое творчество – порождение разума. И действительно, эти два начала могут быть поставлены рядом и объединены общим понятием – творчество.

При использовании математических методов следует помнить завещание известного математика и писателя Ирины Грековой [29, с. 183]:

«То, что математический язык часто непонятен гуманитариям (особенно старшего поколения), создает вокруг исследований, написанных на этом языке, некий «орел непогрешимости». Принято считать, что выводы, полученные при помощи математического аппарата, тем самым уже непререкаемы. Отнюдь не! Само по себе наличие математического аппарата никак не придает точности и достоверности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследуется не само явление, а его математическая модель, которая может быть удачной, так и неудачной (к сожалению, последнее в гуманитарных областях встречается чаще, чем хотелось бы). С помощью математической символики можно написать столько ерунды, столько пустопорожних, псевдонаучных измышлений, что иной раз диву даешься. Математический аппарат есть, а науки нет, потому что приложен этот аппарат к решению вздорной, надуманной, уродливо поставленной задачи, не имеющей никакого отношения ни к чему. Подобного рода научные пустоцветы чаще всего растут на почве новых, только еще возникающих отраслей знания, где пока нет установившихся традиций. В физике, механике, электротехнике есть такие традиции, освященные десятилетиями, если не веками. В социологии, футурологии, «теории сложных систем» традиции эти пока еще не сформировались. В изобилии появляются работы, где применяется математический аппарат, а науки нет и в помине. Порок этих работ – отсутствие доматематического, качественного анализа явления, подлинной постановки задачи. Умение ставить задачи, безусловно, должно быть отнесено к области искусства, и хорошо, изящно поставленная задача – подлинное произведение искусства. Кстати, умение оценивать научные работы, отделять «полезные растения» от «сорняков» тоже без колебаний можно отнести к искусству. Всякие попытки объективно оценить научный результат по какому-то формальному, вычисленному критерию (скажем, по «индексу цитируемости» или «экономической выгоде»), как правило, себя не оправдывают. Единственной опорой, позволяющей отличить подлинник от эрзаца как в науке, так и в искусстве, остается интегральный эффект человеческих мнений. Подлинное рано или поздно пробивает себе дорогу (часто, к сожалению, поздно)».

В заключение этого раздела авторы считают возможным привести крылатые фразы и афоризмы, принадлежащие выдающимся деятелям культуры, науки и образования по различным вопросам научного творчества, а также о необходимости борьбы самого творца за признание его идей и результатов научного поиска в обществе [29, 37, 50 и др.].

Алишер Навои: «Кто из наук решил извлечь доход,

К.Бернар:«Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята».

П.Бертло: Главная обязанность ученого не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мыслей, а в том, чтобы быть всегда готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным».

Л.Бройль: 1. «Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются интуицией, рискованным, поистине творческим методом».

2. «…люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения: эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых факетов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, так же как и истории наук в прошлом, доказывает, что дело обстоит совершенно не так».

Фр.Бэкон: «Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок».

Г.Галилей: «Только со смертью догмы начинается наука».

А.И.Герцен: 1. «Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки».

2.«Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия».

3.«Трудных наук нет, есть только трудные изложения…».

И.Гете: «Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу».

Н.В.Гоголь: «Ученые рассуждения трактаты должны быть коротки и ясны, отнюдь немногословны. Нужно помнить, что наука для тех, которые еще не знают ее».

И.А.Гончаров: Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать».

М.Горький: «…Науку и технику надо изображать не как склад готовых изделий, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций».

В.Гров: «Истинная наука не знает симпатий, ни антипатий: единственная цель ее – истина».

Ф.Жолио-Кюри:1.«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию».

2.«Наука открывает тем, кто ей служит, грандиозные перспективы. Это деяние, в которое ученый ежедневно вносит свой вклад, не пытаясь увидеть его завершение».

Ф.Кворль: «Читай не только книги, но и людей, и особенно себя самого: если найдешь что-нибудь непонятное, воспользуйся скорее комментарием строгого друга, чем мнением сладкоречивого льстеца; от неприятностей правды больше пользы, чем от обманчивой сладости».

А.И.Китайгородский: «…в подавляющем большинстве современных теоретических задач прямые расчеты оказываются вообще невозможными. Достаточно вспомнить, какие алгебраические сложности начинаются при решении кубического уравнения, а система трех уравнений второй степени с тремя неизвестными приводит исследователя в уныние …а вычисление, скажем, поля в пространстве, где находятся три заряженные сферы, уже вряд ли под силу исследователю, в распоряжении которого находятся лишь карандаш и бумага».

Н.И.Колесникова:«Любой ученый, большой и начинающий, не просто передает логику фактов. Он обязательно утверждает свою позицию в том или ином вопросе науки. Он противопоставляет свои взгляды взглядам других ученых, разрабатывающих данный вопрос. Ученый опирается на опыт предшественников. Но при этом непременно подчеркивает свои собственные результаты».

К.Колтон: «В науке руководителем является разум, в поэзии – вкус. Цель первой – правда, единообразная и неделимая; цель второй – красота, разнообразная и многообразная».

Ж.Кондорсе: «Злоупотребление научным языком превращает в науку слов то, что должно быть наукой фактов».

В.В.Обручев: «Будьте настойчивы, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними».

В.Одоевский: «Как пар, не находя себе выхода, рвет котлы и машины, так точно и мысль, задержанная в своем нормальном развитии, перестает быть созидательным началом и обращается в разрушение».

Т.Маколей:«Хитрые люди презирают учение, простые преклоняются перед ними, мудрые пользуются им».

Н.Мальбрани:«С учеными случается то, что с путешественниками. Если путешественник, по несчастью, собьется с дороги, то чем дальше подвигается он, тем больше удаляется от места назначения».

К.Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

Д.И.Менделев: 1.«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно».

2. «Лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется неверной, чем никакой».

3.«Спокойной скромности утверждений обычно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, - истинной науки нет».

Андре Моруа: «Самое трудное в споре – не столько защитить свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление».

П.Лаплас:«То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно».

Д.С.Лихачев:1.«Полуобразованные люди наиболее опасны для науки: они «все знают».

2.«Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

3.«…признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). Человек не должен быть флюгером, не уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, Боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д. Но уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденными в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбие оппонента, - как это красиво!».

Н.И.Лобачевский: «Ученый должен идти по не проторенным путям, несмотря на препятствия».

М.В.Ломоносов:1.«Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные».

2.«Кто берется сообщать публике содержание новых сочинений, должен наперед взвесить свои силы, ибо он предпринимает труд тяжелый и весьма сложный, которого цель не в том, чтобы передавать вещи известные и истины общие, но чтоб уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным. Говорить о них неверно и нерассудительно – значит подвергать себя презрению и посмеянию».

А.А.Любищев: «Истинный ученый и искатель истины никогда абсолютной уверенности не имеет (дело касается тех областей знаний, где есть споры), он пытается все новыми и новыми аргументами добиться согласия своего противника не потому, что чувствует горделивое превосходство перед ним, и не из тщеславия, а, прежде всего, для того, чтобы проверить собственные убеждения…».

И.Ньютон: 1.«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов».

2.«Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении».

Б.Пакаль: «Случайные открытия делают только подготовленные люди».

Л.Пастер: «Быть уверенным, что открыл важный научный факт; гореть лихорадочным желанием оповестить о том весь свет и сдерживать себя днями, неделями, порою годами; вступать в борьбу с самим собою; направлять все силы, чтобы самому разрушить плоды своих трудов, и не провозглашать полученного результата, пока не испробовал всех ему противоречащих гипотез; да - это тяжелый подвиг».

Платон:«Невежественными бывают только те, которые решаются таковыми оставаться».

В.Д.Плыкин:«…современный ученый должен трансформироваться в совершенно иного человека, освободившегося от тщеславия, жажды научного первенства любой ценой, стяжания научного авторитета количеством публикаций, погоней за учеными званиями. Основой этого человека должно стать служение человечеству. Не национальности, не народу, не стране, а человечеству Земли. Это тяжело, это сложно, это потребует всех ваших сил и всей вашей жизни, но если вы истинный ученый, то это единственный путь».

Анри Пуанкаре: 1. «Опыт – единственный источник истины: только опыт может научить нас чему-либо новому, только он может вооружить нас достоверностью. Эти два положения никто не может оспорить».

2. «Ученый должен систематизировать: наука строиться из фактов, как дом из кирпичей: но простое собирание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом».

И.А.Рубакин:«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг».

Саади:«Ученый без трудов – дерево без плодов».

К.Симонов:«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным».

К.И.Скрябин: «Настоящий ученый не должен бояться того, что отдельные, наиболее талантливые его ученики откроют новые явления природы, разработают новые методы и своими научными методами превзойдут своего учителя».

К.Э.Циолковский: «Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это - очень драгоценное свойство людей».

А.Шопенгауэр:«Ученые – это те, которые начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира или двигатели человечества – это те, которые читали непосредственно в книге вселенной».

А.П.Чехов: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения».

Н.А.Умов: «…венец научной работы есть предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений и исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие жизнь общества».

К.Д.Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и, где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

А.Энштейн:«Наука – это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира».