Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда».

Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого, без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» - пустые потуги.

Приучайте себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты!

Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний, хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами, Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины.

С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Прежде всего – последовательности, Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность.

Чтобы я хотел пожелать молодежи Родины, посвятившей себя науке?

Ученые и педагоги о научном творчестве

Проведение научного исследования требует целенаправленного и самоотверженного труда, который иногда и не приносит лавров, особенно на нынешнем этапе развития нашей страны. Следует отметить то, что на протяжение всей истории человечества научные достижения находили признание только после значительного периода времени, а их авторы прославлялись чаще после завершения жизненного пути. Однако жажда познания нового всегда была движущей силой, и на поиск новых знаний направляли свои силы лучшие представители человечества. Великий А.Эйнштейн в свое время сказал: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и всей науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу и глаза его закрыты» [29, с. 188].

Безусловно, выдающиеся ученые и педагоги всех времен и народов накапливали опыт творчества и свое видение научного поиска. В завершении этой главы авторы данной книги считают своим долгом привести наиболее яркие высказывания этих людей для того, чтобы начинающий ученый или исследователь мог сам определиться о путях поиска выхода из, казалось бы, непреодолимых и тупиковых ситуаций. А может быть из этих мудрых мыслей выдающихся первопроходцев в науке, культуре и образовании читатель сможет найти для себя добрый совет или слова утешения и надежды?

Для многих поколений советских ученых были близки слова из известного обращения к молодежи, написанного в феврале 1936 году академиком Иваном Петровичем Павловым для журнала «Техника – молодежи» и актуального и сегодня [29, с. 111]:

Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего,