Актуализация полученных знаний.

Оргмомент.

История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.

Понаблюдаем, как это происходит.

Учащиеся рассматривают “ленту времени” (см. учебник 4 класс).

С какими историческими эпохами познакомились на предыдущих уроках?

Древний мир, Cредние века, первобытный мир.

Посмотрите на данные промежутки времени. К каким историческим эпохам относятся? (на крточках)

Первобытный мир – 1–5тыс. лет.

Древний мир – 3 тыс. до н. э.

Ср. века – V–XV в.

Расставьте по порядку.

Повторим особенности каждой эпохи. К нам пришли гости. Откуда они? Расскажи об особенностях этой эпохи.

( Из первобытного строя. В первобытном обществе каждая семья – часть рода, в который входили родственные семьи, те – в племена. Жили охотой и собирательством, создавали простейшие орудия труда. Около 10 тыс. лет назад начали делить наделы земли семьям. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла считается только человек своего рода и племени.)

- Что считается достижениями в эту эпоху?

(Приручение диких животных; начало выращивания растений; изготовление простейших орудий труда. )

-Что можно сказать о древнем мире?

( Древний мир – первые цивилизации, возникшие на севере Америки, юге Азии, Средиземноморья. Занимались земледелием, скотоводством. Возникали города, правители собирали налоги, писали законы. В городах – ремёсла и торговля. Правители – монархи. Мораль: настоящим человеком считается только человек своей цивилизации, культуры. Основные технические изобретения: колесо, письменность, оружие.)

Как вы думаете, какое время было следующим?(на доске опорные слова)

православные

католики

земледелие

торговля

ремёсла

сословия

В Cредние века (V–VII) появились новые цивилизации. Европа разделилась на Западную и Восточную (католики и православные)

Основное занятие людей – земледелие, скотоводство, развивались торговля и ремёсла. Большинство населения жили в городах, сёлах. Общество состоит из сословий, и обязанности человека зависят от принадлежности к сословию. Государство регулирует работу военных, ремесленников, священников. Большая часть населения религиозна. Мораль: настоящим человеком, к которому нужно относится по законам божьим, считался только человек своей веры. В IX–X вв. географические открытия тормозили религия и войны. Но: викинги изобрели судно с килем; X–XI вв. – компас; норманны и новгородцы открыли Исландию; в XI в. достигли Северной Африки.

Так, постепенно расширяя ремёсла, открывая новые земли, получая прибыль от своих хозяйств, Средние века перешли в следующую историческую эпоху. Что произошло далее? ( Появилась новая историческая эпоха.)

Хотите узнать какая?

Послушайте звукозапись и определите.

(Прослушивают: Бетховен “К Элизе”)

В какую историческую эпоху могло звучать это произведение? (Новое время.)