Юридический конфликт.

Социальный конфликт -- есть столкновение сторон (двух или более субъектов), обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, потребностей, целей, ценностей

Специфика юридического конфликта. Авторы коллективной монографии «Юридическая конфликтология» предлагают юридическим считать либо «любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия».

Стороны юридического конфликта -- это физические и юридические лица. Конфликт между юридическими лицами обязательно приобретает юридический характер, так как между ними изначально складываются правовые отношения и разре-шается такой конфликт преимущественно юридическим путем. Конфликт, происходящий между физическими лицами, может и не носить юридического характера. Однако, обладая юридическими правами и имея правовую ответственность, граждане, как правило, соизмеряют собственные поступки с нормами права, а следовательно, в ходе конфликта возможна юридизация отношений и переход участников в положение истца, ответчика, потерпевшего, обвиняемого или свидетеля.

По занимаемой участниками позиции в конфликте выде-ляют три группы субъектов: 1) непосредственные участники; 2) принимающие косвенное участие; 3) третьи лица. Непосредственные участники -- это основные субъекты конфликта, претенденты на ресурсы или на контроль над ними. Косвенное участие принимают подстрекатели, пособники, организаторы конфликта. Третьи лица (прежде всего посредники) заинтересованы в разрешении конфликта. В юридическом конфликте важную роль играют судьи, присяжные заседатели, арбитраж. В отличие от посредничества решение суда имеет обязывающую силу. Наличие третьей стороны является существенной чертой юридического конфликта.

Авторы монографии «Юридическая конфликтология» Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1995. - С. 75. выделяют следующие стадии юридического конфликта:

а) появление у одной или обеих сторон мотивов юридического характера (например, решение одного из супругов в ходе семейной ссоры подать заявление о расторжении брака);

б) возникновение правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (в приведенном выше примере они возникли после подачи заявления в суд);

в) развитие (изменение, прекращение) правовых отношений в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией;

г) издание правового (правоприменительного) акта, завершающего конфликт (например, вынесение судом решения о разводе).

Это наиболее простая схема динамики юридического конфликта, на практике же последовательность стадий может быть иной, некоторые стадии вообще могут отсутствовать (так, в случае немотивированного убийства первая стадия -- мотив правового характера -- отсутствует).

 

2. Типология юридического конфликта

1. По отраслям права, т.е. связанные с вопросами гражданского, трудового, финансового, семейного, административного, уголовного, уголовно-процессуального права и др. Например, как утверждают правоведы, в Уголовно-процессуальном кодексе законодатель изначально заложил противоречие в форме конфликта, закрепив необходимость установления взаимоисключающих друг друга обстоятельств: уличающих и оправдывающих, смягчающих и отягчающих ответственность. Иначе говоря, конфликт между обвинением и защитой в судебном процессе не просто вероятен, а фактически неизбежен. Далее, конфликт возможен также между защитником и подзащитным в случае, если первый не соглашается с позицией обвиняемого, не признающего свою вину. Такой конфликт возникает по поводу тактики адвоката в ходе судебного разбирательства.

 

Средства массовой информации последних лет в изобилии дают материалы о конфликтах в сфере уголовного права как наиболее опасных, а следовательно, максимально взбудораживающих общественное мнение. Однако конфликтов, связанных с другими отраслями права, протекает, пожалуй, не меньше, только они не столь заметны непосвященным. К примеру, назовем дела, поступающие в арбитражные суды, о праве на занимаемые площади муниципальной или иной собственности; порожденные ими конфликты относятся к сфере административного права.

 

Также имеют место конфликты, связанные с действием и применением одновременно нескольких отраслей права. Например, конфликт, возникший на почве ревности и закончившийся нанесением тяжких телесных повреждений супругу (супруге), вовлекает в действие уголовное право (наказание) и семейное право (развод). Возможен также конфликт, одновременно относящийся к сфере административного и трудового права, семейного и административного, трудового и конституционного и др. Подобные конфликты названы смешанными юридическими конфликтами.

 

Вместе с тем известны конфликты, носящие многоотраслевой характер. Так, национальный конфликт сопряжен с действием норм конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и международного права и др.

2. По природе соответствующих правовых норм. Они подразделяются на уполномочивающие, обязывающие, запрещающие. При уполномочивающей норме конфликт может возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом (физическим или юридическим), чьи интересы нарушены или могут быть нарушены уполномоченным субъектом Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1995. - С. 91, 92.. Примером служат конфликты, нередко возникающие между населением и местными властями из-за отведения администрацией под дачи или иные сооружения земельных участков, традиционно используемых жителями для сенокоса, выпаса скота, сбора грибов и т.п.

 

При нарушении обязывающей нормы возможен конфликт между обязанным лицом и государством (представителем государственного органа). В этом случае не только гражданин обязан соблюдать соответствующую норму, но и государственный служащий должен требовать ее выполнения. Например, если контролер, не желая вступать в конфликт с безбилетником, просто отпустит его, он автоматически вступит в другой конфликт -- с государством.

Нарушение запрещающих норм ведет к конфликту госу-дарства с физическим или юридическим лицом, допустившим его (конфликт браконьеров с инспекцией рыбоохраны).

3. По системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов, т.е. связанных с работой соответствующих государственных органов. Это судебный конфликт; конфликт по поводу работы прокуратуры, милиции, арбитража и т.п. Деятельность правоприменительных и правоохранительных органов сложна и не исключает случаев бюрократизма, некомпетентности и недобросовестности служащих.

4. По противоречивости самого права -- нормативно-правовые конфликты. Одни нормы права могут не соответство-вать другим нормам права, что наиболее характерно для не-стабильного общества, меняющего правовую систему в целом. Однако и в относительно благополучных обществах в силу сложности социальных отношений неизбежна "нестыковка" ряда законов и других правовых актов.

а) противоречиями между двумя или несколькими норма-тивными актами. Так, активное нормотворчество в России пос-ледних лет на федеральном и региональном уровнях привело к несоответствию конституций республик и уставов краев, областей положениям Конституции России, что в свою очередь вызвало многочисленные конфликты. Конфликтогенно также противоречие между законами и подзаконными актами;

б) противоречиями между нормами права и правоприменительной практикой. Например, законы о языке в ряде республик бывшего СССР в целом отвечают логике права и справедливости, но правоприменение их зачастую дискриминационно по отношению к гражданам некоренных национальностей;

в) противоречиями между двумя или несколькими правоприменительными актами;

г) различием в понимании правовых норм. Известно, что возможно неоднозначное толкование некоторых норм права. Люди склонны интерпретировать формулировки юридических актов таким образом, чтобы меньше всего пострадали их ин-тересы. Когда интересы не совпадают и сталкиваются, возни-кает конфликт в области правопонимания. Например, Саратовская областная Дума приняла закон о свободной продаже и купле земли. На протест Государственной Думы РФ саратовский губернатор заявил, что Конституция Республики узаконила в стране частную собственность на землю Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов, 1998. - С. 256.. Таким образом, возникла конфликтная ситуация по поводу толкования статьи Конституции.

В некоторых случаях юридический аспект конфликта остается выборочным, т. е. касается не всех, а лишь отдельных его уча-стников. Например, в случае массовых беспорядков юриди-ческие отношения возникают, согласно Уголовному кодексу, не со всей толпой, а лишь с организаторами и активными участниками событий

Разрешение юридического конфликта. Всякий, в том чис-ле и юридический, конфликт завершается либо гибелью одной или обеих сторон, либо он приостанавливается "до лучших времен", либо получает то или иное конструктивное разрешение Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М., 1995. - С. 235.. В последнем случае исход конфликта взаимоприем-лем для обеих сторон. Существует два вида механизма разре-шения социального конфликта:

а) разрешение конфликта самими участниками;

б) вмешательство третьей стороны (как уже отмечалось, именно наличие третьей стороны является отличительной чертой юридического конфликта). Правовые нормы предписыва-ют вовлечение в конфликт посредников, судей, других представителей правоприменительных (правоохранительных) орга-нов, миротворческих сил и др.

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА.

Разрешение юридических конфликтов происходит в разных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции, ГИБДД и многих других учреждениях, которые применяют право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешение конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака:

· конфликт рассматривается и разрешается органом уполномоченным на это

государством;

· орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм

права;

· конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

· решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.

Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется, как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Таким образом, субъективизм при принятии решения сведен к минимуму; далее, возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим органом, обжалование, пересмотр решения и проч.). Наконец, юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечиваю необходимую гласность и тем самым - общественный контроль над движением дела, следовательно, повышают авторитет принятых мер.

Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: конституционные процедуры, применяемые главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере; судебное и арбитражное рассмотрение дел; административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.