Государство, право и глобальные проблемы современности

Критерии эффективности правового регулирования общественных отношений

 

Эффективность - показывает соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом с учетом затрат.

Чем ближе цель и результат, тем выше эффективность.

Цель правового регулирования - установление правопорядка, но каждая норма имеет свою частную цель.

Разработкой эффективности занимается наука социология с использованием социологических методов.

Эффективность бывает:

- формальная - отражает соблюдение правовых норм;

- реальная - отражает фактическое влияние норм на общественные отношения.

Важным является реальная эффективность, при этом считается, что достижение целей правосудия не должно учитываться с учетом затрат (материальных и временных).

 

 

Глобальный - относящийся к территории всего земного шара, всемирный. Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества делят на два вида:

1.Проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы и др.

2. Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.

Один из механизмов который должен обеспечить выживание человечества - целенаправленная деятельность государства.

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, к таким функциям можно отнести:

1. Функцию защиты прав и свобод человека, в т. ч. «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст.42 Конституции РФ);

2. Функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;

3.Функцию решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;

функцию решения сырьевых и энергетических проблем;

4. Функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;

5. Функцию сотрудничества в области освоения космоса;

6. Функцию объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства;

7) Другие функции. Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека - права на жизнь и достойное существование).

73. Государственно-правовое регулирование экономических отношений.

Экономика как явление возникло раньше, чем государство и право. С возникновением государства, государство и экономика тесно связаны между собой. На современном этапе ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может ра¬ботать без вмешательства государства. Ведь именно государство берет на себя ответственность за органи¬зацию денежного обращения в стране, за удовле¬творение потребностей определенных категорий на¬селения, за компенсацию или ликвидацию отрица¬тельных эффектов поведения участников рыночной игры. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слиш¬ком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, та¬кие, как монополизм, безработица и др

Государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела, при условии, если их отношения не направлены против общества, государства, остальных граждан.

Частное право предопределяет правовые признаки экономических отношений: равенство участников, свобода действий, самостоятельная ответственность, диспозитивность и альтернативность прав, возможность выбора в защите прав.

Публичное право закрепляет формы собственности, принципы демократии.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

Соотношение и взаимосвязи государства, права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Так, в рамках законодательства предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской деятельности, принятии решений, выборе форм их реализации; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (приобретение патента, ведение бухгалтерской документации, открытие банковского счета и т.д.).

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

а) определение целей экономического развития;

б) закрепление равноправия всех форм собственности;

в) определение круга субъектов рыночных отношений;

г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

д) продуманная налоговая политика;

е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфлик¬тов в сфере экономики;

ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный:

1. Прямой государственный контроль: финансовый контроль; экологический контроль; санитарный контроль; пожарный надзор; контроль за мерой весов и денежной единицы; контроль за качеством продукции.

2. Косвенный контроль: система льгот и налогов; ценовая политика; регулир-е занятости населения, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и др.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в сферу экономики, следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:

- необходимость решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

- необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

- предотвращение экономических кризисов, контроль за использованием ресурсов.

В последние годы поднимается вопрос формирования мирового права. В документах ООН, международных соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Напр. законодательство и директивы Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Существенным является вопрос о предоставлении определенного правового режима иностранным хозяйствующим субъектам: иностранным участникам может предоставляться режим наибольшего благоприятствования, может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в равное положение с другими партнерами. Выбор того или иного правового режима, зависит от многих факторов экономического и политического порядка. Многие зарубежные государства избирают путь защиты отечественных предпринимателей.

Основные направления в регулировании рыночных отношений следующие:

1. В законодательстве указываются только общие ориентиры, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: «все, что не запрещено, дозволено». Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны, противоестественны.

2. Законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.

72. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности.

Безопасность - это отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству.

Социальная безопасность может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; открытость общества; национальная определенность гражданского общества.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам:

1. Обеспечение безопасности основывается на четком разграничении полномочий между различными ветвями власти (чтобы ни один орган государства не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках).

2. Роль представительной власти определяется ролью как законодательного органа. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует ее деятельность, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности.

3.Судебные органы обеспечивают защиту конституц.строя, осуществляя, конституц.контроль, реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, обеспечивают судебную защиту граждан.

4. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных НПА, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они обладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себя ВС, ОВД, службы ликвидации последствий ЧС, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

5.Важную роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности РФ. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

6.Президент РФ руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности.

7. Правительство обеспечивает выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.

8 Согласно Закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; баланса интересов личности, общества и гос-ва; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Важнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др.