Понятие и признаки социального государства

 

Социальное государство - характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном Законе ФРГ 1949 г.

Конституция РФ (ст. 7) провозглашает, что "РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать гос. поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать гос. пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Принципы социального государства:

1) Принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию. Этот принцип лежит в основе регулирования социально-трудовых отношений между трудом и капиталом посредством переговорного процесса и выработки соглашений и колдоговоров, через систему социального партнерства, при непременном участии государства в создании правового обеспечения условий для этого.

2) Принцип участия в управлении (его еще называют экономической демократией). Его реализация позволяет работникам участвовать в выработке и реализации социально-экономических решений, касающихся труда, его условий и оплаты, перспектив развития своей организации и др., что создает условия сопричастности и заинтересованности работника в коллективных результатах.

3) Принцип ответственности всех членов общества за положение дел в обществе. Этот принцип предполагает солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает – детях, или уже не работает, т.е. нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту.

4) Принцип доверия к регулирующей роли рынка.

5) Принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни. Не допуская разрушительного действия рынка прежде всего на социальную сферу – занятость, доходы, уровень жизни, образование, науку, культуру, здравоохранение и др.

Социальным можно считать лишь то государство, которое будет:

– опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;

– создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;

– осуществлять при любых преобразованиях в обществе сильную, последовательную гос-ную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

– создавать благоприятные условия для реального участия работников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях управления и власти;

– признавать и реализовать систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

– ориентироваться на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.

 


63. Механизм государственно-правового регулирования: понятие и структура

Механизм гос.-правового регулирования - это чисто юридическое действие (влияние) правовых норм на поведение субъектов.

Структура м.п.р. имеет ряд стадий и элементов:

1) содания правовых норм - правотворческий процесс. Здесь возникают общие правоотношения.

Основной элемент данной стадии - нормы права.

2) возникновение субъективных прав и юр. обязанностей - т.е. конкретных правоотношений.

Основной элемент - правоотношение.

3) реализация прав и обязанностей - т.е. субъекты .е. субъекты реализуют нормы права, путем:

- использования (осуществление) - представляет собой такую форму реализации норм права, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права (напр., использование права на образование путем поступления в гос. вуз). Т.е. активно используют свои права, которые закреплены в праве. /реализуются управомочивающие нормы самим субъектом/

- исполнения - это форма реализации правовых норм, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей.

Это воплощение обязывающих норм. Может выражаться как в активной деятельности субъекта, так и воздержании от противоправных действий.

/реализуются обязывающие нормы самим субъектом/

- соблюдения - это форма реализации правовых норм, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний.

Это реализация запрещающих норм - несовершение действий. которые могут принести вред. /реализуются запрещающие нормы самим субъектом /

- следования /реализуются рекомендательные нормы самим субъектом /

Основной элемент - действия субъектов.

4) правоприменение (факультативная стадия) - деятельность компетентных органов направленных на реализацию законов.

Основной элемент - правоприменительный акт.

Механизмы регулирования (не правовые) :

- социальный,

- управленческий,

- психологический,

- комплексный.