Вопрос 48. Анатомо-физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка
Вопрос 47. Логопедия как наука
1. Логопедия (греч. — слово + /адй/ега — воспитание, обучение) - педагогическая наука о нарушениях развития речи,)
преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) - развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.
2. Основные задачи логопедии:
• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
• разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;
• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.
3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.
Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.
В России развитие логопедии как науки связано с исследованиями, проведенными ФА. Рау, Р.Е. Левиной, О.П. Правциной, М.Е. Хватцевой и др.
Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.
особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы;
необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;
качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;
важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;
координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи;
речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;
произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.
2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенка
Условия формирования нормальной речи:
сохранная центральная нервная система;
наличие нормального слуха и зрения;
активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый! ребенок", "ребенок — взрослый").
У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:
• формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи;
• развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:
• самая ранняя стадия - вокализация, гуление, лепет;
• постепенное приближение лепета к звукам родного языка;
• вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители;
• к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;
• после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение;
• фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;
• к 3 годам - сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи;
• переход к овладению развернутой фразовой речью;
• к 5 годам - развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;
• к 5~6 годам - начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;
• следующий этап (в условиях обучения) - овладение письменной формой речи.
4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи;
• неумение говорить;
• общая психическая отсталость, компенсация которой в 'дальнейшем требует значительных усилий специалистов,