Вопрос 33. Специальные школы I и II видов
Вопрос 32. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития
1. Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями регулируют следующие документы:
Закон РФ "Об образовании";
Закон РФ "О социальной защите инвалидов";
Семейный кодекс РФ;
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
письмо Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов".
2. В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру. Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется соответствующим учредителем. В нашей стране функционируют специальные образовательные учреждения для других категории детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.
3. Особенности специальных школ:
обучение в соответствии со специальным образовательным стандартом;
выпускники (кроме школы VIII вида — для детей с умственной отсталостью) получают цензовое образование, соответствующее уровню образования в массовой общеобразовательной школе;
направление ребенка в специальную школу только с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;
для детей со сложной структурой дефекта создается специальный класс (группа);
для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими другими нарушениями открываются соответствующие классы;
обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе охранительный режим и участвующих в профконсультировании;
помощь в процессе адаптации и интеграции оказывает социальный педагог;
трудовая пред профессиональная подготовка воспитанников.
Особенности организации обучения.
равноправное обучение языку словесной и жестокой речи;
в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи;
индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи;
классы для детей со сложной структурой дефекта;
наполняемость класса (группы) — до 6 чел.
В специальных школах для слабослышащих и детей — школах II вида — организуются два отделения:
первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха.
Особенности организации обучения в первом отделении:
обучение с 7 лет;
наполняемость класса — до 10 чел.; начальное общее образование — 4—5 лет; основное общее образование — 6 лет; среднее общее образование — 2 года;
Особенности организации обучения во старом отделения образование:
начальное - 5-6 лет или 6—7;
основное — 6 лет;
среднее - 2 года;
подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки);
наполняемость класса — до 8 чел;
индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи;
занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением,