Вопрос 13. Развитие организма ребенка
Вопрос 12. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют:
увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии;
понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклонениями;
определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;
построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;
квалифицированно провести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами; / координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями. Медики а педагоги находятся в постоянном, непрерывном ч многоаспектном взаимодействии, сок местными усилиями решая многие проблемы специального образования.
Медицинская помощь:
диагностика — выявление сущности патологических проявлений различных повреждений (дефектов) И их причин; медининское обследование — определение возможности и способов лечения, прогнозируемый эффект;
способы лечения - медикаментозные, физические, оперативные (хирургические).
Биологические факторы, которые могут оказать негативное влияние на развитие ребенка:
генные и хромосомные болезни - передача неблагоприятных наследственных признаков, которые могут привести к повреждению анатомических или функциональных структур организма; нарушения обмена веществ;
инфекционные, эндокринные и иные заболевания матери; осложнения беременности; родовая травма;
обменные, эндокринные нарушения;
физические и психические травмы ребенка в первые годы жизни.
Периоды развития организма ребенка:
эмбриональный период, первый год жизни; возраст 2—3 года;
возраст 3-5 лет;
возраст 6—10 лет.
2. Особенности эмбрионального периода:
• организм очень восприимчив к неблагоприятным факторам
окружающей среды;
• могут возникнуть различные дефекты;
• от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что привели г к самопроизвольным выкидышам.
3. Первый год жизни ребенка — основа его адаптации к внешнему окружению. Особенности этого периода развития:
в процессе родов - обретение новорожденным относительной независимости;
нервная система отличается гибкостью и пластичностью;
развитие сенсорных и моторных функций:
включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма:
постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов) - норма; признак поражения определенных структур головного или спинного мозга - недоразвитие или отсутствие врожденных рефлексов, их появление раньше срока;
проявление зрительного сосредоточения на предметах (на 3-4-й неделе первого месяца);
развитие слуховых реакций (в этот же период);
увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельною поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие - ведущее в познании окружающего мира и в общении со взрослым (от 1 доЗ месяцев);
формирование двигательных систем (под контролем какого-либо воспринимающего органа);
обретение свободы передвижения.
Возраст 2—3 года:
формирование основ психической и речевой деятельности;
самостоятельное хождение и координация;
увеличение продолжительности контакта с окружающим миром и восприятия различных раздражителей.
Возраст 3—5 лет:
расширение спектра коммуникативных функций; овладение фразовой речью;
приобретение "жизненного опыта", пока еще ограниченного; значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции).
Возрастной диапазон от 6 до 10 лет:
вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитвный период);
к 7-8 годам — интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей;
к 10 годам — соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процессам взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие корковою отдела больших полушарий головного мозга.