Вопрос 7. Философия как методологическая основа специальной педагогики

Вопрос 6. Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками специальной педагогику

 

1. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания.

тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие;

сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия - нарушения развития речи;

олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта;

специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики.

2. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся:

• философия;

• история;

• педагогика;

• психология;

• физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.

 

 

Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.

В связи с этим при 'исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

онтологический — место специального образования в структуре бытия;

гносеологический — определение связи обучения и познания;

аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

Гераклит:

"Болезнь делает приятным и благим здоровье";

"Цель человеческой жизни — освобождение от страданий".

Платон:

"Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";

"Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";

'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; / "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; / "Детей следует отбирать по их способностям".

Аристотель:

"Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др."

Плутарх, Сенека:

"От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:

"Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".

Д. Дидро.

"Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;

"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;

"Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные птомы" Ницше.

Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики:

представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр;

психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др.

подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.

Психоаналитика:

невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

Постмодернизм.

между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

Отечественные философы о проблемах специального образования:

"формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" - Э.В. Ильенков;

"становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов;

"ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский.

Ведущие направления построения навои парадигмы специальной педагогики:

гуманизация;

фундаментализация;

интеграция.

Гуманизация:

цель специального образования:

сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

включение в социальные отношения;

поддержка становления индивидуальности;

целостность человеческой жизнедеятельности;

концепция непрерывного образования.

Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;

философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;

отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция:

выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;

наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.