Структура этапов лабораторных работ.
Классификация лабораторно-практических работ по признакам.
V. Комбинированный урок.
IV. Контрольно-проверочный урок.
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Контрольное мероприятие.
Если после каждого урока новых знаний проводить урок по совершенствованию и закреплению, то объема часов, отводимого на изучение всего предмета просто не хватит. Представьте, небольшая тема изучается всего три часа, и в эти три урока преподаватель должен сообщить новый материал, провести занятия по закреплению материала каждого урока новых знаний, повторить все пройденное на повторительно-обобщающем уроке, да еще о контрольной работе не забыть. Как в три академических часа, в три урока втиснуть столько обязательных составляющих обучения? Или, если занятие по дисциплине бывает только один раз в неделю, то учащиеся за большой промежуток времени перед проверочным мероприятием все забудут. Как в этом случае повысить результативность? Для экономии времени и повышения эффективности обучения придумали и предложили комбинированный урок,в структуре которого есть составляющие всех типов уроков. На практике комбинированные уроки проводят чаще остальных типов (именно в системе НПО, так как в высшей школе встречаются и другие формы занятий), и они хорошо себя зарекомендовали. Элементы комбинированного урока следующие:
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Проверка домашнего задания.
3 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- актуализация опорных знаний;
- мотивация;
- целеполагание.
4 этап. Изложение нового материала – 15-20 мин. Здесь сокращение времени объясним просто – «лучше меньше материала, да лучше был бы усвоен».
5 этап. Первичное закрепление.
6 этап. Подведение итогов и оглашение оценок.
7 этап. Выдача домашнего задания.
1. По дидактической характеристике (по месту в учебном процессе) | |
Иллюстративные Подразумевают иллюстрирование некоторых теоретических положений (например, закона Ома – как связаны между собой напряжение и ток). | Исследовательские Используются до того, как изучать теоретические сведения (например, как зависит величина тока от приложенного напряжения). |
2. По организации работ | |
Фронтальные Все учащиеся выполняют одно задание, а преподаватель работает с ними, как с группой, что для него удобно. | Не фронтальные Каждый учащийся или бригада из 2-3х человек выполняют свою собственную работу. Затем, закончив, они меняются рабочими местами. Это менее удобно для преподавателя. Почему так делается? В эпоху рыночной экономики, для фронтальной организации работ необходимо большое количество оборудования. Одна лабораторная работа проходится один раз в год. Если оно дорогостоящее, учебное заведение не имеет возможности приобрести необходимую аппаратуру в количестве 6-7 экземпляров. Отсюда, идут на заведомо неудобную организационную форму. |