Организационные формы теоретического обучения

Организационная форма – это специально организованная деятельность педагога и учащегося, протекающая в определенном порядке и по установленному режиму.

Организационные формы существовали всегда: в Древней Греции философы организовывали беседы на природе, в тени под деревом, а слушатели по желанию участвовали в них и в любое время могли уйти; в России мастера и ремесленники выполняли работу, а их подмастерья наблюдали и старались повторить те же действия, либо покидали своего мастера, если не могли освоить профессию.

Организационные формы обучения прошли долгий путь эволюции, и в результате устоялось разделение их на две группы - индивидуальные и коллективные.

1. Примерами индивидуальных форм обучения являются: работа тренера со спортсменом (при подготовке к соревнованиям); репетиторство с ребенком; руководство со стороны мастера действиями учащегося, прикрепленного к нему; занятие по фортепиано с профессором консерватории (одновременно в одной аудитории не могут учиться десять человек на десяти инструментах); подготовка космонавтов, которая является “штучным” выпуском ввиду сложности и др.

2. К коллективным формам относятся, например, танцевальные занятия с группой детей в ансамбле, ускоренные курсы бухгалтеров, лекции в клубе для желающих похудеть и т.п.

Лучшим способом, конечно же, являются индивидуальные формы организации обучения, наиболее эффективные, позволяющие найти особый подход к обучаемому, уделять ему максимум внимания. Однако превалирующим (распространенным) все же остается коллективный способ организации учебного процесса, поскольку он экономичный, дешевый и позволяет охватить большой круг учеников. В Германии, к сведению, в стране с мощной экономикой, с огромными средствами, выделяемыми на образование, используются только коллективные формы обучения, даже внутри фирм. Нельзя, однако, назвать причиной преобладания в российском образовании именно коллективных форм - недостаток педагогических кадров. В настоящее время в России профессионально-педагогические вузы ежегодно выпускают 135 тысяч педагогов профессионального обучения, когда потребность государства только в 16 тысячах в год.

Наиболее часто коллективная организация процесса обучения ведется в школах и училищах. А именно классно-урочная форма занятий (составляющая «классно-» здесь означает, что организация урока проводится в академической группы), которую создал великий мыслитель и педагог XVII века, Ян Амос Коменский.

Как выделить академическую группу из вообще какой-либо группы людей? Назовем её признаки:

· постоянный состав;

· примерно одинаковый возраст учащихся;

· близкие по уровню познавательные возможности.

Урока тоже обладает определенными признаками, без которых форма занятия является уже другой:

· урок ограничен во времени (45-50 минут, в отличие от экскурсий и других форм);

· урок проводиться по графику (расписанию);

· на уроке рассматривается логически законченный фрагмент программы предмета;

· уроки проводятся в специально отведенном и оборудованном помещении (кабинете, лаборатории и др., о чем речь пойдет ниже).

В ходе учебного процесса решаются разные дидактические задачи, связанные не только с сообщение нового материала, но и с его повторением, закреплением и проверкой. В зависимости от цели и задач подготовки выделяют разновидности уроков. В современной дидактике существует 5 типов уроков:

I. Урок новых знаний - НЗ.

II. Урок закрепления и совершенствования (упражнений) - ЗС.

III. Повторительно-обобщающий урок - ПО.

IV. Контрольно-проверочный урок - КП.

V. Комбинированный урок.

Рассмотрим схему с порядком уроков при изучении небольшой темы.

 


….

конец темы

 

Контрольно-проверочный урок может быть и в середине темы, если она большая.