Сущность стимулирования, формы и виды. Требования и принципы к организации стимулирования.
Модель мотивационного механизма на предприятии.
В основе такой модели лежит идея сущности мотивации и закономерности поведения людей в организации (рис. 12.1).
Рисунок 12.1 - Модель мотивационного механизма на предприятии
Стимулы и мотивы служат основными рычагами мотивации. В специальной литературе эти понятия нередко (и ошибочно) употребляются как тождественные, но их необходимо различать: мотивхарактеризует стремление работника получить определенные блага (но организация может не обеспечить этот мотив), а стимулподразумевает сами эти блага (организация может обеспечить этот мотив).
Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, давая сотруднику возможность реализовать себя как личность и как работника одновременно.
Стимулирование выполняет экономическую, моральную и социальную функции:
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда способствует повышению эффективности производства, а это ведет к повышению производительности труда и качества продукции.
Моральнаяфункция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высокоморальный климат в обществе. При этом важно обеспечивать правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через разный уровень доходов, что в значительной степени зависит от влияния стимулов на разных людей. Кроме этого, формирование потребностей (а в итоге и развитие личности) определяется формированием и стимулированием труда в обществе.
Стимул часто характеризуется как влияние на работника извне с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм, который заключается в том, что, с одной стороны (с позиции администрации предприятия), он является инструментом достижения цели (повышение производительности труда работников, качества выполняемых работ и т.д.), а с другой, (с позиции работника), - стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или их потери (негативный). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность владения чем-либо, достижения чего-либо) и негативное (возможность утраты какого-либо предмета необходимости).
Когда стимулы проходят через психику и сознание людей и начинают двигать ими, они становятся внутренними побуждающими причинами или мотивами поведения работника. Мотивы – это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы влияния на работника, побуждение его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее влияние на персонал направлен преимущественно на активизацию функционирования работника предприятия, а мотивирующее – на активизацию профессионально-личностного развития работника.
Таблица 12.1 - Виды и формы стимулирования персонала
Вид стимулирования | |||
Материальное | Нематериальное | ||
Формы материальных стимулов | Формы нематериальных стимулов | ||
Прямые (денежные) | Зарплата, премии | социальные | Престижность труда, возможность профессионального роста |
Косвенные | Путевки, бесплатное лечение, транспортные затраты | моральные | Уважение со стороны окружающих, награждение |
творческие | Возможность самосовершенствования и самореализации |