Сущность стимулирования, формы и виды. Требования и принципы к организации стимулирования.

Модель мотивационного механизма на предприятии.

В основе такой модели лежит идея сущности мотивации и закономерности поведения людей в организации (рис. 12.1).

 

Рисунок 12.1 - Модель мотивационного механизма на предприятии

Стимулы и мотивы служат основными рычагами мотивации. В специальной ли­тературе эти понятия нередко (и ошибочно) употребляются как тождественные, но их необходимо различать: мотивхарактеризует стремление работника получить определенные блага (но организация может не обеспечить этот мотив), а стимулподразумевает сами эти блага (организация может обеспечить этот мотив).

Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, давая сотруднику возможность реализовать себя как личность и как работника одновременно.

Стимулирование выполняет экономическую, моральную и социальную функции:

Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда способствует повышению эффективности производства, а это ведет к повышению производительности труда и качества продукции.

Моральнаяфункция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высокоморальный климат в обществе. При этом важно обеспечивать правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через разный уровень доходов, что в значительной степени зависит от влияния стимулов на разных людей. Кроме этого, формирование потребностей (а в итоге и развитие личности) определяется формированием и стимулированием труда в обществе.

Стимул часто характеризуется как влияние на работника извне с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм, который заключается в том, что, с одной стороны (с позиции администрации предприятия), он является инструментом достижения цели (повышение производительности труда работников, качества выполняемых работ и т.д.), а с другой, (с позиции работника), - стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или их потери (негативный). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность владения чем-либо, достижения чего-либо) и негативное (возможность утраты какого-либо предмета необходимости).

Когда стимулы проходят через психику и сознание людей и начинают двигать ими, они становятся внутренними побуждающими причинами или мотивами поведения работника. Мотивы – это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы влияния на работника, побуждение его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее влияние на персонал направлен преимущественно на активизацию функционирования работника предприятия, а мотивирующее – на активизацию профессионально-личностного развития работника.

Таблица 12.1 - Виды и формы стимулирования персонала

Вид стимулирования
Материальное Нематериальное
Формы материальных стимулов Формы нематериальных стимулов
Прямые (денежные) Зарплата, премии социальные Престижность труда, возможность профессионального роста
Косвенные Путевки, бесплатное лечение, транспортные затраты моральные Уважение со стороны окружающих, награждение
творческие Возможность самосовершенствования и самореализации