Организация и управление профессиональной ориентацией работников. Методы профессионального отбора работников. Адаптация принятых работников.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по обеспечению профессиональной ин­формации, профессиональной консультации, профес­сиональному отбору и профессиональной адаптации, которая помогает человеку выбирать профессию. Чаще всего объектом профориентации бывает молодежь, но в ряде случаев профориентация направлена на уже занятое население, желающее сменить место работы, или на безработных.

Организация профессиональной ориентации состоит из четырех взаимо­связанных этапов:

1 этап:Профессиональная информация (или профпросвещение) - призвана обеспе­чить постоянное и планомерное профессиональное информирование учащихся общеобразовательных школ, их преподавателей и родителей; организацию про­фессиональной пропаганды ведущих и массовых профессий; установление и укрепление постоянных контактов между коллективами организаций, предприятий, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ.

2 этап:Задачи профессиональной консультации: оказание помощи молодежи в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности в сфере общест­венного производства; выдача конкретных рекомендаций о выборе профессии и возможных путях овладения ею (учеба в вузах, техникумах, профтехучилищах, подготовка непосредственно на производстве и т. п.). Профессиональную кон­сультацию проводят квалифицированные консультанты-психологи, состоящие в штатах подразделений по профориентации молодежи. Консультация проводится на основе медицинских заключений, характеристик, результатов специальных психо­физиологических исследований.

3 этап: Главной задачей профессионального отбора является научно обоснованное определение профессиональной пригодности каждого подростка к конкретному виду трудовой деятельности с учетом его способностей и наклонностей, а также потребностей производства.

4 этап: Завершается работа по организации профессиональ­ной ориентации разработкой и реализацией комплекса мероприятий по произ­водственной и социальной адаптации работников в трудовых коллективах.

Управление системой профориентационной работы рассматривают в трехаспектах.

1. Социально-экономический аспект предполагает усвоение определенной системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих осуществ­лять социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении качественного состава рабочей силы и повышении удовлетворенности молодежи трудом.

2. Психолого-педагогический аспект предусматривает выявление и форми­рование интересов, склонностей и способностей учащихся, а также помощь в выбо­ре профессии, наиболее соответствующей индивидуально-психологическим осо­бенностям личности.

3. Медико-биологический аспект предполагает реализацию требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необ­ходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности. При этом успешность в проведении профориентационной работы на любом уровне зависит от того, насколько комплексно и системно осуществлен подход к управлению данными процессами.

Элементами механизма управления профессио­нальной ориентацией являются:

- кабинеты и лаборатории профориентации общеобразовательных школ и ПТУ;

- отраслевые кабинеты профориентации и лаборатории профподбора пред­приятий;

- территориальные центры профориентации и центры заня­тости населения;

- общегосударственные органы в лице отделов и управлений по труду, которые ежегодно разрабатывают совместно с другими организациями координаци­онные планы работы по профессиональной ориентации в регионе, осуществ­ляют контроль за деятельностью профориентационных подразделений незави­симо от их ведомственной подчиненности, распространяют передовой опыт работы в этой области.

Кроме того, эти органы разрабатывают балансовые расчеты дополнительной потребности региона в кадрах и обеспечивают до­ступность такой информации для учащихся, педагогических коллективов, ро­дителей, других категорий граждан; готовят рекомендации по профилям тру­дового обучения учащихся школ в соответствии с потребностями региона в кадрах.

Методы управления профориентацией:

- программно-целевой (определение главной цели профориентации, разработка программы ее достижения, создание механизма управления по реализации про­граммы);

- прогнозирования (учет современных и перспективных требований к различным работникам, тенденции научно-технического прогресса, прогнозирование кадро­вой политики на перспективу);

- моделирования (построение моделей управления профориентацией на пред­приятии, в объединении, отрасли, регионе);

- организационно-распорядительный (подготовка соответствующих докумен­тов — приказов, распоряжений, положений, стандартов, регламентирующих порядок функционирования системы профориентационной работы, контроль за их выполнением).