Методы отбора персонала.
Маркетинг персонала.
После того как определены содержание необходимой работы и спроектировано или описано рабочее место, когда разработана должностная инструкция и уточнены обязанности работника и основные требования к нему, начинается этап маркетинговых исследований по привлечению и подбору персонала.
Подбор кандидатов является основой для следующего этапа — отбора будущих сотрудников организации. Содержание этого этапа во многом зависит от традиций, культуры организации, характера должности, на которую подбирается кандидат.
Первичный отбор начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям предприятия к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным подбором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально.
На следующем этапе (отборе) отдел кадров проводит индивидуальное собеседование с отобранными кандидатами. Цель этого собеседования заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, условий работы, ее оплаты. Важно, что собеседование является двусторонним процессом: не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения ее соответствия его собственным интересам и запросам. Сотрудник отдела кадров, проводящий собеседование, должен предоставить максимально объективную и полную информацию о предприятии.
Решение при отборе обычно принимается после прохождения нескольких ступеней:
1. Предварительный отбор, беседа.
2. Заполнение бланка, автобиография, анкетирование.
3. Беседа по найму, собеседование.
4. Тесты по найму.
5. Проверка рекомендаций и послужного списка.
6. Медицинский осмотр.
7. Принятие окончательного решения.
При социально-психологическом исследовании личности кандидата целесообразно использовать следующие методы:
для изучения общих способностей, нравственно-психологических и деловых качеств:
наблюдение, анкетирование, биографический метод,
групповую оценку личности (социометрия);
для выявления профессиональных интересов и склонностей работников:
интервьюирование, беседы, дифференциально-диагностический опросник;
для изучения индивидуально-психологических и личностных особенностей работников:
тестирование.
Также применяют практические методы: стажировку, дублерство, замещение отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска и т. п.
Рассмотрим некоторые методы отбора более подробно.
Анализ анкетных данных (биография, анкеты). При оценке кандидатуры большое значение придается его жизненному опыту, который тесно связан с продолжительностью непрерывного стажа работы и этот метод распространен на заводах. Большинство специалистов склоняется к единой структуре автобиографии, содержащей следующие позиции:
- фамилия, имя, отчество;
- местожительство;
- дата и место рождения;
- семейное положение;
- школьное образование (оценки в аттестате);
- профессиональное образование (приложение к диплому);
- работа по профессии;
- профессиональный опыт и профессиональные способности;
- повышение квалификации знания языков.
Полученная информация позволяет кадровой службе систематизировать выделение событий и ситуаций из профессиональной и частных областей, например, успехи в обучении, спортивные успехи профессиональные подходы с одной работы на другую. Информация пригодна для предварительного отбора и “округления оценки”.
Анкетирование. Позволяет больше узнать о предыдущем опыте работы, профессиональных склонностях и интересах, о личных увлечениях (хобби) и интересах. Типовыми для всех форм анкет являются следующие группы вопросов:
- индивидуальная информация (имя, адрес, дата рождения, семейное положением т.д.);
- образование (школы, колледжи, университеты, вечерние классы и т.д.);
- карьера (предыдущие места работы, зарплата);
- состояние здоровья;
- интересы и увлечения в свободное время;
- сведения о том, почему кандидат хочет получить именно эту работу, его предложения;
- имена поручителей.
Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны, предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.
Собеседование (интервью) всегда было, есть и будет оставаться основным методом отбора кандидатов. Суть его — активный обмен информацией между представителем организации и кандидатом на занятие вакантной должности.
Цель интервью - оценка профессионально важных деловых и личных качеств кандидата. Среди них профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; активность жизненной позиции или пассивность; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; стремление к лидерству, способность руководить и готовность подчиняться; готовность рисковать или излишняя осторожность; степень самокритичности и объективности оценок; честность и порядочность; внешность и манера поведения.
Собеседование всегда имеет четыре главные задачи:
1) собрать подробную информацию о кандидате с целью принятия решения о трудоустройстве;
2) дать кандидату всю открытую информацию о работе;
3) решить, сможет ли кандидат вписаться в сложившийся коллектив;
4) в случае принятия кандидата убедить его в правильности сделанного выбора;
Собеседование может принимать различную форму.
1. Беседа по схеме. Проводится по строго определенной схеме, не отклоняясь в сторону. Есть стандартный блок со списком вопросов и, как правило, набором ответов, где кандидат должен сделать свой выбор.
2. Слабо формализованная беседа. Заранее готовится только круг основных вопросов, а детали выясняются в ходе собеседования.
3. Беседа не по схеме. Заранее подготавливается только список тем, которых необходимо коснуться входе беседы, а иногда и это не делается.
Наиболее известной формой собеседования является план “семи пунктов”, позволяющий выявить:
1) физические характеристики — здоровье, внешность, манеры;
2) образование и опыт;
3) интеллект-способность быстро схватывать суть проблемы;
4) способность к физическому, умственному труду, устной речи, счету;
5) интересы - любое хобби, которое как-то характеризует личность кандидата;
6) диспозиции, т.е. распределение ценностных качеств — лидерство, чувство ответственности, общительность;
7) личное восприятие - влияние будущей работы на личную жизнь;
Оценка кандидата должна быть произведена непосредственно после собеседования, в противном случае острота восприятия исчезнет, и проводивший собеседование сотрудник может упустить важные детали.
Результаты собеседования должны содержать оценку кандидата и предложение — продолжать или прекратить работу с ним. Заключение проводившего собеседование сотрудника передается руководителю подразделения, располагающего вакансией, который и принимает решение о дальнейших действиях в отношении данного кандидата.
Следует отметить, что отборочное собеседование, несмотря на его широкое распространение, не является идеальным методом. Интервьюерами допускаются типичные ошибки, которые наглядно видны при проведении деловых игр. Так, они формируют стереотипное представление о “хорошем” кандидате, которое примеряют к кандидатам, не оценивая их по действительным достоинствам. Зачастую мнение о кандидате складывается уже в самом начале собеседования: внешний вид претендента и его поведение оказываются причиной предубеждения и т.п.
Собеседование требует тренировки навыков и умений, которые совершенствуются в результате их систематического использования. Наиболее важными являются: умение ставить вопросы, контролировать ход беседы в желаемом направлении, умение слушать, составлять суждение.
Психологические исследования личностных характеристик привели к достаточно широкому распространению в управленческой практике тестирования как наиболее формализованного метода проверки кандидатов.
При приеме на работу чаще всего используются три типа тестов:
- тесты на квалификационные знания и навыки (квалификационные тесты). Оценивают уровень профессиональных знаний и навыков, например, секретаря-референта, бухгалтера и др. Многие организации разрабатывают собственные тесты, что позволяет обеспечить их недоступность для предварительного ознакомления, а также учесть специфические особенности данной организации и должности;
- тесты на общий уровень развития интеллекта и других способностей. Содержат словесные, числовые и пространственные задания;
- тесты на наличие и степень проявления определенных личностных качеств.
Наиболее распространенными и популярными тестами для многомерного исследования личности являются опросники 16 РР и ММР1, которые реализуют два различных подхода к систематизации данных о личности. Тест 16 РР разработан под руководством Р. Б. Кэттелла, направлен на выделение черт личности и представляет собой группировку пр изнаков-факторов личности. Тест ММР1 разработан под руководством С. Хатуэя и Дж. Маккинли. Данный подход ориентирован на выделение типов личности и представляет собой группировку испытуемых (на основе клинических представлений о типах психопатий).
В большинстве случаев тесты являются более надежными и достоверными в предсказании негативных результатов. В современной практике они используются как инструмент первоначального отсева и ограничения круга претендентов, тогда как окончательный выбор производится с использованием менее формальных методов.
Методы подбора кадров управления:
В настоящее время существуеттри основных механизма подбора, выдвижения и расстановки кадров управления: свободный подбор; удовлетворение формальным критериям; конкурс.
Свободный подбор состоит в самостоятельной деятельности кадровых служб предприятий и организаций по поиску кандидатов на вакантные управленческие должности. Недостатки свободного подбора состоят в ограничении количества лиц, из которых подбираются кандидаты, случайности в продвижении по службе, трудностях соблюдения единых для всего аппарата требований.
Механизм удовлетворения формальным критериям функционирует в соответствии с последними — например, номенклатурой должностей руководителей и специалистов, профессионально-квалификационными моделями работников, общеотраслевыми квалификационными характеристиками должностей служащих и др. Недостаток данного механизма состоит в том, что практически невозможно определить полный и точный перечень необходимых требований к соответствующему работнику.
Конкурс основывается на принципе соревновательности при выборе кандидатов на работу в аппарате управления. Преимущества этого механизма заключаются в гласности, которая создает необходимые условия для контроля за проведением кадровой политики, а также в предоставлении возможности широкому кругу лиц принять участие в конкурсе. Особой, но наиболее близкой к рассматриваемому механизму формой замещения должностей в аппарате управления является его комплектование посредством выборов.
Названные механизмы подбора, выдвижения и расстановки кадров управления можно представить в виде соответствующихмоделей формирования кадрового потенциала, которые условно обозначаются как модель эталона (профессиограммы), модель "прополки" и модель делегирования.
Методы отбора кадров управления:
1. Модель эталона, или модель "претендент — рекомендатель", представляет собой способ подбора кадров управления на основании использования некоего эталона (например, квалификационных требований или конкретного лучшего представителя данной должностной группы работников). Для построения такой модели и ее успешного функционирования большое значение имеет разработка профессиограмм различных управленческих должностей, представляющих собой своеобразные профессионально-квалификационные модели требуемых работников.
Профессиональные модели руководителей и специалистов разрабатываются для стандартизации, рационализации и планомерного регулирования должностных обязанностей и общих требований, предъявляемых к различным категориям работников управленческого аппарата. На основе этих моделей проводится профессиональный отбор контингента на замещение вакантных должностей руководителей и специалистов, устанавливаются функциональные связи между работниками управления в период исполнения ими служебных обязанностей, проводится аттестация руководителей и специалистов, а также дается текущая оценка качества труда управленческого персонала.
На базе профессионально-квалификационной модели формируются учебные программы и планы обучения руководителей и специалистов. Такая модель состоит из двух основных разделов:
- общие требования;
- функциональные права и обязанности работника.
Профессиональные модели разрабатываются службами кадров и социального развития совместно с отделами стандартизации на все должности управленческого аппарата и оформляются в виде стандарта предприятия, утверждаемого его руководителем. Образец профессиограммы предлагается на практических занятиях.
Таким образом, суть рассматриваемой модели состоит в том, что орган по подбору кадров, оперируя эталоном, находит в исходной совокупности работников нужное количество претендентов (не худших, чем эталон) и на основании этого формирует соответствующие группы кадров управления.
2. Модель формирования кадров управления, или модель "прополки", применяется тогда, когда орган по подбору кадров вынужден действовать в ограниченных масштабах выбора претендентов, например в рамках одного предприятия или организации.
В данном случае из состава управленческой группы на каждой последующей стадии ее развития (например, после каждой очередной аттестации или текущей оценки) худшие по сравнению с остальными работники заменяются другими. При этом "прополка" оказывается тем эффективнее, чем меньше работников удаляется на каждой стадии развития группы, т. е. выгоднее исключить одного наихудшего, чем вместе с ним всю нижнюю половину списка. И наоборот, наибольший ущерб терпит группа, теряющая одного наилучшего работника. Иными словами, управленческая группа может оставаться эффективной лишь тогда, когда выбывание лучших работников компенсируется систематической "прополкой" худших. Инструментом для такой процедуры могут служить экспертные оценки, по итогам которых (по мере убывания суммы набранных баллов) составляется график проявления деловых и личностных качеств работников. Руководители, набравшие по сравнению с остальными оцениваемыми работниками наименьшую сумму общей оценки, могут рассматриваться как претенденты на выбывание из данной управленческой группы.
Правовой же основой "прополки" аппарата управления служат нормативные акты проведения аттестации руководителей и специалистов, а также право организации самостоятельно регулировать численность и состав работников.
3. Модель формирования управленческого персонала, или модель делегирования,представляет собой процедуру конкурсного отбора кандидатов из широкой исходной совокупности претендентов (например, формирование кадров управления крупного объединения, министерства, местных органов власти и т. п.). При этом процедура пополнения организуется не данной управленческой группой, а в исходной совокупности (управленческий персонал отрасли или региона), из которой на конкурсной основе отбирается несколько претендентов, и лучший из них включается (делегируется) в элитную группу. Принципиальное отличие "делегирования" от схемы "претендент — рекомендатель" состоит в отказе от сравнения включаемого претендента с теми, кто уже входит в управленческую группу. Эффективность группы, сформированной и функционирующей благодаря делегированию претендентов, выше, чем эффективность группы, сформированной путем "прополки".
4. Необходимо выделить также используемый при отборе руководящих кадров метод оценочных центров, который практикуется во всех развитых странах. Он применяется крупными компаниями, если нужно осуществить выбор из группы кандидатов, обычно молодых, не имеющих достаточного опыта работы в определенных должностях. С его помощью стремятся определить потенциал кандидата.
Стандартная процедура оценки управленческих способностей кандидата на руководящую должность по трехдневной программе включает три методические процедуры:
Первая процедура состоит из пяти деловых игр:
1. Выполнение управленческих действий.
2. Обсуждение проблемы в малой группе.
3. Принятие решения.
4. Представление разработанного проекта.
5. Подготовка делового письма.
Вторая процедура — заполнение бланков психометрических тестов на оценку общих способностей и личностные тесты.
Третья процедура — оценка каждого испытуемого своими коллегами по специальным бланкам: лидер или коллега.
Оценка и организация испытаний осуществляется экспертами, психологами. По завершении испытаний на каждого кандидата составляется заключение относительно его управленческих способностей, уровня подготовленности к занятию соответствующей должности и конкретных предложений по развитию управленческих навыков.
Получив признание у бизнесменов, метод, по всей вероятности, будет применяться все шире. Его преимущества:
1) экзаменаторы и испытуемые не связаны отношениями “начальник-подчиненный”, поэтому оценка может быть более объективной;
2) вместо анализа деятельности в прошлом, изучается поведение кандидата в специально моделируемой обстановке;
3) тестовые упражнения стандартны” каждый кандидат имеет равные шансы добиться высоких результатов;
4) деловые оценочные игры имитируют вполне конкретные аспекты управленческой деятельности, заключение является вполне основанным;
5) предлагаемые тестовые упражнения и деловые игры дают возможность испытуемым полностью проявить свои способности, что нередко является затруднительным в реальной служебной обстановке.
Сравнительная эффективность методов оценки и отбора кандидатов:
Метод оценки | Оценка уровня эффективности, % |
Центры оценки персонала | 70-80 |
Тесты на профпригодность | |
Общие тесты способностей | 50-60 |
Биографические тесты | |
Личностные тесты | |
Интервью-рекомендации | 30, 20 |
Астрология, графология |
Качественный показатель эффективности работы службы персонала по поиску и отбору новых сотрудников рассчитывается по следующей формуле:
Кн =
где: Кн - качество набранных работников;
Рк - усредненный суммарный рейтинг качества выполненной работы набранными работниками;
Пр - процент новых работников, продвинувшихся по службе в течении одного года;
Ор - процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
Ч - общее число показателей, учтенных при расчете.