Структура современной психологии.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Краткая история развития психологии.

Основные различия житейских и научных психологических знаний.

Житейские психологические знаний Научные психологические знания
Знания конкретны Знания обобщены
Интуитивный характер знаний Знания рациональны и осознанны
Передача знаний затруднена Знания накапливаются и передаются
Источник знаний - наблюдение Источник знаний – эксперимент
Знания ограничены Знания постоянно расширяются

Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой - очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе».Аристотель считается основоположником психологии. Научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.

!! В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.

В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлов и И.М. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф. Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

!!! Схема. Этапы развития науки психологии

Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.

Общая психология изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.

Парапсихология изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.

Предметом изучения экопсихологии является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.

Возрастная психология исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:

1. Детская психология – от рождения до 10 лет.

2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.

3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.

4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).

5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.

6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.

Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.

Предметом изучения социальной психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.

Патопсихология изучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:

1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.

2. Сурдопсихология – дефект слуха.

3. Тифлопсихология – дефект зрения.

Медицинская психология изучает деятельность врача и поведение больного.

Зоопсихология изучает психику и поведение животных.

Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.

Космическая психология изучает психику в условиях невесомости.

Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.

Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.