Товар-микс
Товары промышленного назначения
Сфера применения - товары потребительского и промышленного назначения
Потребительские товары –это товары, приобретаемые для личного (семейного) потребления. В зависимости от потребительских привычек эти товары подразделяются на товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса, товары пассивного спроса.
· материалы и детали – товары, полностью использующиеся в изделии производителя и включают в себя сырье, полуфабрикаты и детали:
· капитальный товар (основные средства) - товары длительного пользования, определяющие развитие и/или управление по продукту.
· вспомогательные материалы и услуги - товары краткосрочного пользования и услуги, которые способствуют развитию и/или управлению по продукту. Бывают:
расходные материалы (смазочные материалы, писчая бумага, карандаши) и эксплуатационные и ремонтные материалы (краска, гвозди, швабры и т.д.) Такие товары приобретаются также, как и товары повседневного спроса - с минимальными усилиями. Во внимание принимаются цена и услуги; так как эти материалы достаточно стандартизированы, предпочтения отдельных марок незначительны;
услуги по эксплуатации и ремонту (мытье окон, ремонт РС) часто предоставляются по договору и консультационные услуги (услуги адвоката, реклама, аудит).
Товар-микс (товарная номенклатура) - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом.
Рис. Структура товарного микса
Товарная номенклатура характеризуется определенной широтой, длиной и глубиной:
· широта - показатель предлагаемого компанией количества ассортиментных групп
· длина - показывает общее количество товарных единиц.
· глубина товара-микс - показывает, в каком количестве различных вариантов предлагается каждый товар из ассортиментного ряда.
· насыщенность – общее число товаров; средняя насыщенность (средняя товарная линейка)
· согласованность (гармоничность) товара-микс - показывает степень близости различных товарных линий с точки зрения конечного использования товаров, каналов распределения и т.д.
Вышеназванные четыре измерения определяют четыре основные направления стратегии товара или четыре способа расширения деятельности предприятия:
· создание новых товарных линий, а значит расширение товара-микса;
· удлинение каждой из существующих товарных линий;
· создание новых вариантов каждой из существующих товарных линий, углубление товара-микса;
· увеличение или уменьшение согласованности товара-микса в зависимости от того, стремится ли компания завоевать устойчивую репутацию в узкой сфере или ориентируется на операции в нескольких областях.