Административные правонарушения обладают рядом признаков.

Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом.

Виновностьсостоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя.

Наказуемостьпроступка оз­начает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно толь­ко в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами ус­тановлена ответственность.

Общественная опасность административ­ного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретени­ем, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка - это урегулированные нор­мами права и охраняемые мерами административной ответственности об­щественные отношения, на которые посягает проступок.

Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

1. причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);

2. воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

3. устранения себя из общественного отношения, что влечет неиспол­нение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства).

Объективная сторона административного правонарушения - это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

В зависимости от объекта посягательства административные правонарушения делятся на виды:

1. посягающие на права граждан и здоровье населения;

2. посягающие на собственность;

3. в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;

4. в области промышленности;

5. в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;

6. в области финансов и торговли;

7. посягающие на общественный порядок и установленный порядок
давления.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадца­ти лет.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражается в форме умысла так и неосторожности.

Умысел характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их на­ступление или относилось к ним безразлично.

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслиесостоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить.

Небрежностьсостоит в не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть.