Государственная служба.

Прежде чем рассматривать вопрос о государственной службе, следует выяснить, что такое «служба» вообще. В юридической литературе служба рассматривается как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании его (делопроизводством, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.

В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выпол­няемых служащим, и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего.

Поэтому предлагается такое определение понятия «служащий»: служащим признается гражданин, за­нимающий должность в какой-либо организации и осуще­ствляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за возна­граждение.

Все служащие в зависимости от вида права собственности, на основе которого действуют организации, в которых они ра­ботают, могут быть служащими: частных предприятий, органи­заций; международных, иностранных организаций; государст­венных организаций, предприятий.

Государственные служащие - один из видов служащих.

Государственный служащий в широком смысле - лицо, за­нимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в уз­ком смысле - лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность определяет права, обязанности и ответствен­ность государственного служащего, требования к его профес­сиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Специальным законом, регламентирующим государст­венную службу, является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

Согласно ст. 1 данного Закона государственная долж­ность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Россий­ской Федерации с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государст­венного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности в соответствии с законом мож­но разделить на следующие виды:

1.Государственные должности категории «А» - должно­сти, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными зако­нами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосред­ственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председате­ли палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

2. Государственные должности категории «Б» - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

3. Государственные должности категории «В» — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Государственные должности должны быть включены в Ре­естр Государственных должностей РФ (утвержден Указом Пре­зидента РФ от 11 января 1995 г.).

Закон ввел понятие федерального государственного служа­щего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмот­ренном этим законом, оплачиваемую государственную долж­ность. В данном контексте под государственной должностью по­нимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется законом.

Служащих, занимающих должности в государственных ор­ганизациях, по характеру полномочий делят на должностных лиц; оперативный состав; технический и вспомогательно-обслуживающий состав.

Должностные лица - государственные служа­щие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последст­виями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы и т.д.). К ним относятся также служа­щие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены пра­вом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Оперативный состав- это государственные слу­жащие - специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически власт­ные акты в отношении граждан. Это служащие, которые рабо­тают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.).

Технический и в спомогательно - обслуживающий состав - государственные служащие, слу­жебная деятельность которых не связана с выполнением дейст­вий, влияющих на решения этого органа (например, техниче­ские секретари).

Согласно ст. 21 Закона РФ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления»муниципальными служащи­ми являются «лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления».

В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требо­вания к должностям, правовой статус муниципального служа­щего, условия и порядок прохождения муниципальной служ­бы, управление муниципальной службой.

 

4. Административная ответственность:

Административная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, ме­ры административного взыскания.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение ко­торого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпы­вающий перечень административных правонарушений и ад­министративных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим адми­нистративную ответственность физических лиц, является Ко­декс РФ об административных. Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонару­шений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по де­лам об административных правонарушениях.

К административной ответственности привлекается широ­кий круг органов и должностных лиц, перечень которых со­держится в Кодексе РФ об административных правона­рушениях и других законах и подзаконных актах. Админист­ративные взыскания в отличие от дисциплинарных применя­ются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

 

а) Административное правонарушение.

В соот­ветствии с КоАП РФ административным правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.

Административное правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), поскольку посягает на государственный или общественный порядок, т.е. причиняет вред интересам граждан и государства.

Оно является и противоправным деянием, так как связано с нарушением норм административного и других отраслей права (конституционного, финансового, трудового, гражданско­го), которые охраняются мерами административной ответст­венности.

Административная ответственность может насту­пать только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими правовыми актами.

Административное правонарушение является виновным деянием, поскольку может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

Деяние, квалифицируемое законодательством как админист­ративное правонарушение, должно содержать не только вышепе­речисленные признаки, но и состав административного правона­рушения.

Однако даже при наличии всех признаков состав админи­стративного правонарушения может отсутствовать. В этом случае применение мер административной ответственности исключается.

Субъектами административного правонару­шения являются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Административное взыскание - это мера административной ответственности за ад­министративное правонарушение. Цель его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и други­ми лицами.

 

б) Понятие и виды административных взысканий.

Административное правонарушение: признаки, состав

Административное правонарушение представляет собой обще­ственно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответ­ственность.