Дворец многофункционален. Это и жилище, и место проведения праздников, и место официальных приемов.

В) Загородные дворцовые резиденции.

Б) Дворцы Санкт-Петербурга.

Структура дворцов была полностью рассчитана на парадные церемониальные формы жизни. Обязательным элементом дворцов становятся торжественный разворот фасадов, парадные анфилады приемных залов, подъездные парадные ворота. Произошло обособление хозяйственной и парадной частей дворца. Хозяйственные службы располагались, как правило, в первом этаже и в отдельных корпусах. Парадные комнаты занимали зону бельэтажа. Восприятие расположенных здесь помещений начиналось с лестницы. Затем начиналось торжественное прохождение по залам. В состав помещений парадной зоны входили, как правило, несколько столовых, гостиных комнат, картинная галерея, залы с восточным оформлением (китайским или японским), кабинет, парадная опочивальня, танцевальный и тронный (в царских дворцах) залы. Необычайная пышность дворцовых интерьеров создавала ощущение непрекращающегося праздника.

Наиболее развитый тип барочного дворца и регулярного парка сложился в загородных усадьбах. Загородные дворцы строились с большим размахом, особое значение придавалось огромному подъездному двору, с которого начинался осмотр самого дворца, а также регулярному парку, размеры которого значительно превосходили размеры городских садов. Парк выступал в качестве огромной сцены, поделенной на отдельные сценические площадки, каждая из которых несла определенную условно-игровую и аллегорическую функции. Создавались сценарии театрализованных парковых праздников, где наряду с актерами участвовала и прогуливающаяся костюмированная публика. В убранство регулярных парков входили разнообразные строения: домики, павильоны, беседки, оранжереи, амфитеатры, живописные перспективные виды, постройки, стилизованные в духе восточной или западноевропейской архитектуры (голландские, итальянские, турецкие, китайские домики). Устраивались зверинцы с редкими видами животных, оранжереи с диковинными растениями.

Наибольшего размаха достигло парковое строительство в окрестностях Петербурга – в Петергофе, Царском Селе, Ораниенбауме.

2.1. Архитектура дворцов

А) особенности архитектурного стиля “елизаветинское барокко”

Елизаветинское барокко – так называется архитектурный стиль 1740 - 1750-х годов. Он характеризуется:

синтезом искусств - живописи, скульптуры, прикладного искусства на базе архитектуры;

созданием иллюзорных эффектов с целью выражения идеи бесконечности пространства, чему служили многочисленные зеркала, окна, настенная и плафонная живопись, ложные двери; использовались разные оптические эффекты с целью искажения пространства, например, часто фасад здания не соответствовал его внутренней планировке;

преобладанием в архитектуре декоративного начала, особенно растительных мотивов, которые ассоциировались с мажорным ликующим образом живой природы в пору ее бурного роста и цветения; в декоре активно используется ордер в виде колонн, полуколонн, пилястр; архитекторы часто используют мотив волюты - закрученного в спираль завитка; кровли делались высокими с переломом, украшались балюстрадой со скульптурами;

динамикой (движением) форм;

отсутствием гладкой и ровной поверхности, прямых линий, плоскость стены то резко выступает вперед в виде пучка колонн, то западает вглубь, это создает игру светотени на фасадах;

использование нескольких ярких цветов: крыши покрывали серебристым луженым железом, стены красили в синий, голубой, желтый цвета, колонны, пилястры, наличники окон красили в белый, скульптурные украшения золотили;

интерьеры оформлялись яркими дорогими материалами: стены затягивали тканью с цветным орнаментом, потолки покрывали лепниной и росписью, полы отделывали наборным паркетом. Мебель делалась соответствующей: с изогнутыми спинками и ножками, обтягивалась цветной тканью, хотя мебели в парадных анфиладах барочных дворцов было немного, так как в этих помещениях, как правило, или прогуливались, или стояли, или танцевали.

Таким образом, барокко “с его капризностью завитков, причудливостью изгибов, чувственностью и пышной роскошью будто специально было создано для Елизаветы как драгоценная оправа для редкого алмаза. И Елизавета денег для этой оправы не жалела” (Е.Анисимов).

Признанным мастером елизаветинское барокко считается Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771 гг). Юный Растрелли впервые приехал в Россию в 1716 году вместе с отцом, тоже архитектором и скульптором, под его руководством он осваивал архитектурное искусство. В 1730-1763 годах был придворным архитектором. Трудно представить современный Петербург без великолепных творений этого мастера. Он начинал работать при Анне, перестраивал для нее Зимний дворец. Строил в Курляндии для Бирона. С 1743 года, после смерти М.Земцова началось его самое блестящее десятилетие творчества Растрелли. Это первый архитектор, который был популярен не только в Петербурге, но во всей России.

Одной из первых построек Растрелли стал Летний дворец Елизаветы(1741) в Третьем летнем саду на берегу Фонтанки и Мойки. Теперь на этом месте стоит Инженерный замок. Дворец был невысоким, в полтора этажа, двухэтажным в центральной части, деревянным на каменном цокольном этаже. Дворец имел праздничный вид благодаря желтовато-розовому цвету фасадной штукатурки, нарядным наличникам, позолоченной скульптуре. Вокруг дворца располагался сад с боскетами, фонтанами и водоемами, что придавало дворцу загородный характер.

С 1750 года Растрелли работал над завершением строительства Аничкова дворца на углу Невского проспекта и Фонтанки. Это также тип загородного дворца, окруженного парком. Его главный фасад обращен к Фонтанке, так как именно по ней проходила тогда одна из главных городских магистралей. Растрелли придал дворцу барочный вид, украсив ризалиты массивными декоративными куполами и скульптурой.

С 1749 по 1757 годы под руководством Растрелли строился в Петербурге дворец вице-канцлера Михаила Воронцова на участке от Садовой улицы до Фонтанки. Это дворец загородного типа, так как по Фонтанке во времена Елизаветы проходила граница города. Главный корпус дворца отделен от улицы широким парадным двором, который по сторонам ограничивался низкими служебными флигелями, которые, в свою очередь, соединялись нарядной решеткой. По другую сторону дворца располагался регулярный сад.

Выделяется главный фасад дворца, обращенный к Садовой улице. Три ризалита богато украшены лепниной, колоннами, пилястрами. Сдвоенные колонны создают светотеневые контрасты, выполняя как несущую, так и декоративную функции. Центральный ризалит завершен фронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом и девизом Воронцовых. Парадный второй этаж отмечен большими окнами с богато декорированными наличниками.

Совершенно другой тип дворца представляет собой дворец Строгановых на углу Невского проспекта и Мойки, строившийся с 1752 по 1754 год. Это типичный городской дом, стоявший в ряду других домов, но никак с ними не связанный. Расположенные под прямым углом основные жилые корпуса, выходящие на Мойку и на Невский, ограничивают внутренний прямоугольный двор, две другие стороны которого замыкают одноэтажные хозяйственные корпуса. Двор объединил в себе функции двора хозяйственного и парадного, а также сада. Парадный подъезд находился внутри двора, а со стороны Невского – парадные въездные ворота. Это решение обусловлено тем, что по установившейся традиции в Петербурге городские дома строились в линию, запрещалось выносить крыльцо на улицу, дабы не загромождать проход. Фасады дворца, выходящие во двор, оформлены с той же пышностью, что и уличные.

Фасады Строгановского дворца не имеют выступающих ризалитов. Нижний этаж обработан горизонтальным рустом, два верхних этажа объединены колоннами и смотрятся единым целым. Каждый этаж имеет свою форму оконных наличников. Особенно пышно обработан второй, парадный этаж дворца.

Самое значительное произведение Растрелли - Зимний дворец(1754-1762), который, по словам самого зодчего строился "для одной славы Всероссийской". Этим объясняются его размеры, торжественность и пышность отделки, а также градообразующая функция, стремление зодчего связать объем дворца со всей прилегающей частью города. Южный фасад дворца является главным, перед ним архитектор запланировал большую парадную площадь с конной статуей Петра I в центре и двойной колоннадой по окружности. Зимний дворец – тип городского дворца с внутренним двором и четырьмя фасадами. Юный фасад имеет четыре ризалита, самый широкий из которых прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. В северном корпусе со стороны двора расположен главный подъезд дворца, сквозь который гости попадали на Посольскую лестницу и далее в анфиладу парадных залов.

Здание расчленено на два яруса, которые выделены ордером и горизонтальными тягами. Линия фасадов изрезана ризалитами, углы которых оформлены пучками колонн ионического и композитного ордера. Во дворце много окон, каждый этаж имеет свою форму наличников. Зодчий умело и разнообразно оформил четыре протяженных фасада, не повторяясь и не утомляя зрителя однообразием. В четырех угловых помещениях зодчий расположил главные помещения дворца: тронный зал, парадную лестницу, собор и театр. Всего во дворце 1050 помещений.

Все первоначальное убранство дворца сгорело во время пожара в 1837 году. В рекордно короткие сроки дворец был восстановлен под руководством архитекторов В.Стасова и А.Брюллова.

Другим мастером елизаветинского барокко был архитектор Савва Иванович Чевакинский. С ним связано строительство дворцов Шереметева и Шувалова. Дворец графа П.Б.Шереметева(1746-1751) благодаря своему местоположению на набережной Фонтанки часто называют Фонтанным домом. Это тип загородного дворца, главное здание находится в глубине двора и окружено парком. Фасады дворца относительно просты, и в то же время отличаются живописностью благодаря сочетанию пилястр и декоративных наличников. Центральная часть главного фасада украшена фронтоном с гербом рода Шереметевых.

 

Дворец И.И.Шувалована Итальянской улице (1749-1754) – тип городского дворца. Дворец неоднократно перестраивался, однако сохранил барочное оформление фасада и части интерьеров. Центральный ризалит украшен сдвоенными колоннами, боковые – рустованными лопатками. Здание производит нарядное впечатление благодаря сочетанию голубого и белого цветов.

Над перестройкой и расширением Большого дворца в Петергофе Растрелли работал с 1746 года. Здесь зодчего связывала необходимость сохранить прежний дворец начала XVIII века как центральную часть новой композиции. В сооружении верхних палат дворцового комплекса Петергофа принимали участие архитекторы И.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Н.Микетти. Все в ансамбле Петергофского парка подчинено морю. Прямая ось – канал, соединяющий дворец с морем, делит парк на две части. Большой каскад низвергается по трем ступенчатым террасам. Все это было создано еще при Петре и определяло характер дворца и парка.

К 1740-м годам Верхние палаты стали своего рода реликвией, связанной с жизнью Петра I, поэтому их следовало сохранить. Центральный объем Верхних палат решено было включить в состав нового здания. Растрелли, сохраняя преемственность, воспользовался старой композиционной схемой, добавив только два крыла, обращенные в Верхний сад, а на флангах расположил корпуса с купольными завершениями: восточный – церковный и западный – “под гербом”. Эти компактные, стройные павильоны придают четкую завершенность силуэту всего сильно растянутого по горизонтали здания, смягчают несколько тяжеловатую простоту центрального объема и перекликаются со струями фонтанов.

В оформлении дворца Растрелли сохранил формы, присущие петровской архитектуре - плоские фасады с пилястрами, кровлю с изломом, только наличники окон более богатые, чем это было принято при Петре. В интерьерах проявилось стремление зодчего к декоративности. Оформление интерьеров продолжалось до 1755 года. Интерьеры петергофского дворца – это обилие света, блеск позолоты на скульптурах, покрывающих стены.

Большой дворец в Царском селе(1752-1757) – парадная загородная царская резиденция. Сарская мыза была подарена Петром I жене Екатерине, где та жила сначала в простом деревянном доме, а с 1722 года в каменном. Потом мыза отошла по наследству к Елизавете. Первоначально над перестройкой дворца работали архитекторы А. Квасов, С. Чевакинский, а с 1749 года в Царском селе появился Растрелли. Здесь его талант реализовался в полную силу. Его творческая фантазия получила подкрепление в склонности императрицы ко всему пышному и грандиозному. Растрелли надстроил и расширил существовавшие корпуса и придал им соответствующее барочное оформление. Дворец стал трехэтажным с протяженными фасадами. Однако умелое чередование ризалитов, сложные ритмы расстановки колонн, разнообразие декоративного убранства и динамичное нарастание объемов к центру лишили фасады даже намека на монотонность. С флангов дворец оформлен двумя более высокими корпусами с купольным завершением. Парадные въезд во дворец устроен так, что каждый гость должен был двигаться вдоль всего фасада. Карета въезжала в северные ворота около дворцовой церкви и медленно подкатывала к южному корпусу под куполом, где находилась парадная лестница. После подъема по лестнице начинался путь в обратную сторону по парадной анфиладе к самому большому парадному залу.

В отделке Царскосельского дворца широко использована резьба по дереву, покрытая позолотой. Во дворце необычно много окон, оставивших лишь узкие простенки, заполненные колоннами и фигурными наличниками, а также зеркал. Царскосельский дворец “был наполнен китайским фарфором, редкостной мебелью, сверкала позолотой резьба, сияли голубые изразцы высоких печей, блестел пестрый ковер паркета, набранного из десятков ценнейших пород дерева – все создавало впечатление рая” (Е.Анисимов).

Царскосельский дворцовый сад был регулярным, с ровными дорожками, низкими цветниками, ровными газонами и стриженными баскетами. Было много беседок и увеселительных павильонов, затейливых по формам и изящных по пропорциям, например, Эрмитаж – место уединения. Сюда приходила императрица, когда хотела поужинать в самом узком кругу придворных, принять важного гостя или тайно обсудить какое-либо политическое решение. Здесь собеседники были избавлены даже от присутствия слуг, накрытый стол поднимался с нижнего этажа специальным приспособлением. Павильон Грот был выстроен наподобие грота, украшен раковинами, статуями, вазами и колоннами. Павильон Монбижу был предназначен для обслуживания охоты. С террас павильона стреляли зайцев и косуль, которых егеря специально выгоняли из чащи на окружающую поляну.

2.2. Дворцовая жизнь

а) Дворец как жилище