Организационная структура бухгалтерской службы в организации.

Организация бухгалтерии – структура бухгалтерской службы на предприятии.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятий.

В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» руководители организации могут в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Если по каким-то причинам на предприятии меняется форма организации бухгалтерской службы, то приказом руководителя организации в учетную политику вносятся соответствующие корректировки.

Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.

Если на предприятии бухгалтерия выделена в отдельную службу, в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.

Данное положение необходимо в основном крупным предприятиям, имеющим в своем составе различные производственные, вспомогательные и обслуживающие подразделения, которые могут быть переведены на отдельные балансы.

Структура бухгалтерии напрямую зависит от формы организации учета на предприятии.

При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной бухгалтерии, являющейся единым подразделением предприятия. Такое ее строение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и определить контроль со стороны, данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными процессами на предприятии.

Однако многие крупные предприятия имеют в своей структуре сеть подразделений, различных по своему производственному профилю, но связанных между собой единым производственным циклом. В таком случае может быть принято решение о децентрализации учета с созданием бухгалтерских служб в каждом подразделении предприятия. При этом в бухгалтерских структурах может вестись учет по полной схеме, а главная бухгалтерия лишь составляет консолидированную отчетность. Или бухгалтерия структур выполняет отдельные функции учета, а учет выручки, доходов и финансовых результатов ведется главной бухгалтерией.

Такое разделение учетных функций может быть отражено как в учетной политике предприятия, так и в положениях о соответствующих структурных подразделениях.

Может иметь место и смешанная форма учетного процесса: на отдельные балансы выделены только наиболее крупные подразделения предприятия, а весь остальной учет ведется в главной бухгалтерии.

Выбранную форму и схему учета необходимо зафиксировать в учетной политике, которая в любом случае будет единой для всего предприятия в целом.

В учетной политике можно привести и вертикальную структуру сомой бухгалтерской службы. В этом случае в учетной политике должна быть четко указана система подчиненности руководителей бухгалтерских служб подразделений главному бухгалтеру предприятия.

1.Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

3.Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждается:

а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

б) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

в) порядок проведения инвентаризации, методы оценки видов имущества и обязательств, правила документооборота, технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета.

4.Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производится в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета. Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

 

 

Тема № 2: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА