АУТПЛЕЙСМЕНТ
Высвобождение работника, прежде всего потеря работы вследствие сокращения штатов, является травматическим испытанием, с которым связаны страх не найти другой работы и обеспечить доход себе и семье, появление ощущения потери собственной ценности. Поэтому интегральной частью планов ограничения занятости должны быть программы аутплейсмента.
Аутплейсмент (англ.outplacement — трудоустройство уволенных) — преодоление отрицательных последствий увольнения и связанных с этим неприятных переживаний; активная поддержка увольняемых лиц в повышении их конкурентоспособности на рынке труда и шансов на трудоустройство.
Аутплейсмент может быть индивидуальным (программы, разработанные для лиц, которым принадлежат ответственные позиции в организации - топ-менеджеров и специалистов, - с которыми организация хотела бы сохранить хорошие отношения после увольнения) и групповым (программы, адресованные группам работников, которых зацепила редукция занятости). Реализация этих программ призвана положительно повлиять на социальное, профессиональное самочувствие высвобожденных лиц, их отношение к организации. Кроме того, аутплейсмент положительно влияет на общий имидж организации на рынке труда, оказывает содействие уменьшению количества судебных дел, связанных с увольнениями.
Программы помощи для увольняемых работников основываются на общественных ценностях, правовых нормах, маркетинговых целях и интересах. Учитывая это, аутплейсмент является видом стратегии «выигрыш - выигрыш», поскольку он направлен в будущее, предусматривает советы и помощь, а не претензии, помогает человеку повысить чувство собственного достоинства, выйти из кризисной ситуации, сохранить хорошие отношения с организацией. Конкретные действия могут быть связаны с консультированием относительно профессиональной карьеры; профессиональным обучением и переподготовкой; помощью в поиске новой работы; обучением активному поведению на рынке труда; помощью в учреждении собственного бизнеса; психологической поддержкой; инструктированием и финансовым консультированием. К этой работе привлекают линейных и функциональных руководителей, специалистов служб персонала, профсоюзов, внешних партнеров (службы занятости, консультантов из проблем управления персоналом и т.п.).
Типичными составляющими аутплейсмента являются целые программы и основы сотрудничества участников программы; система контактов; анализ рынка труда; анализ потенциала работников и их ожиданий относительно работы; центр консультаций; общее обучение; специализированное обучение; мониторинг эффектов программы.
Успешная реализация программы аутплейсмента требует специальных компетенций, поэтому во многих странах с этой целью действуют специализированные агенства, которые предоставляют консультации руководителям подразделений и линейным руководителям, например в обучении увольняемых работников новым профессиям. Иногда они предлагают комплексную услугу, которая охватывает изучение локального рынка труда, анализ потенциала развития увольняемых работников, планирование конкретных относительно этого действий, предоставление психологической помощи, руководство реализацией программы и т.п.. На Украине Этот вид услуг пока что не очень распространен, хотя некоторые кадровые агенції заявляют о своей готовности относительно разработки и реализации программ трудоустройства уволенных. Преимуществами привлечения специализированного консалтингового агенства к разработке и реализации программ аутплейсмента есть то, что контакт увольняемых работников с посторонними лицами, как правило, более легкий, чем с теми, кто принимает решение об увольнении. Кроме того, работники консалтинговых агенств более подготовлены для такой работы, владеют специальной информационной базой по проблеме трудоустройства уволенных, которой у обычной организации быть не может. Тем не менее привлечение консалтинговых агенств к реализации программ аутплейсмента может создать впечатление, что руководство организации уклоняется от ответственности перед работником, который увольняется, перекладывая ее на постороннюю структуру. Риски отрицательных последствий связаны и с тем, что приглашенное к такому сотрудничеству агенство недостаточно знает особенности корпоративной культуры организации-заказчика, не всегда ее оценки ситуации и предлагаемые действия могут соответствовать объективным реалиям, потребностям лиц, которых эти действия будут касаться. Да и услуги этих агенств являются недешевыми.
Итак, участие профессионального консультанта в аутплейсменте является важным фактором его успеха. Однако консультации некомпетентных лиц могут послужить причиной нерациональных расходов средств организацией, отрицательных последствий для лиц, которых касается процесс высвобождения.