Балльные оценки сложности работ

Относительные величины значимости сложности работ

Признаки сложности Доля единицы, которая характеризует относительную значимость сложности
Характер работ, которые представляют содержание труда 0,30
Разнообразие (комплексность) работ 0,15
Самостоятельность выполнения работ 0,25
Масштаб и сложность руководства 0,15
Дополнительная ответственность 0,15

 

Основой для определения количества уровней признаков и критериев отнесения к ним работ является объективное отличие между наименее и наиболее сложной работой. Путем установления количества уровней для отдельных признаков и критериев отнесения к ним работ определяют общий диапазон их сложности и на этой основе оценивают сложность совокупности работ, которые выполняет работник согласно своим должностным обязанностям, т.е. получают интегральный показатель сложности.

Обобщенные показатели уровней сложности по каждому из оценочных параметров и критерии отнесения к ним качественно разнообразные работы приведены в приложении 4. Объединение параметров сложности отображает уровень сложности конкретных работ;

3) количественное оценивание сложности работ. Для выражения качественных отличий в трудовых функциях работника нужно установить для каждой степени оценочных признаков сложности работ условную количественную меру (определенное количество баллов) и составить таблицу балльной оценки. Для каждой степени ее устанавливают по пяти признакам, которыми характеризуется сложность работ, их доля в общей сложности работ и количество степеней каждого признака.

Условно принимая во внимание, что количество баллов от степени до степени возрастает равномерно, балльные оценки степеней сложности признаков определяют умножением частичной значимости признака на соответствующую степень. Например, в табл. 9.3 оценка первой степени признака «характер работ, которые представляют содержание труда» равняется 0,3, второго - 0,6 (0,3x2), третьего - 0,9 (0,3x3), а для десятого - 3 балла (0,3x10). Для степеней сложности по признаку «разнообразие (комплексность) работ» будут такие оценки: первой степени - 0,15, второго - 0,3 (0,15x2), восьмого - 1,2(0,15x8).

Таблица 9.3

Признаки сложности Максимальное количество баллов Частичная значимость в общей оценке Количество степеней Балльная оценка с учетом их частичной значимости (aijxi)
       
Характер работ, которые представляют содержание труда 3,00 0,30 0,30 0,60 0,90 1,20 1,50 1,80 2,10 2,40 2,70 ,003
Разнообразие (комплексность) работ 1,20 0,15 0,15 0,30 0,45 0,60 0,75 0,90 1,05 1,20    
Самостоятельность выполнения работ 2,00 0,25 0,25 0,50 0,75 1,00 1,25 1,50 1,75 2,00    
Масштаб и сложность руководства 1,05 0,15 0,15 0,30 0,45 0,60 0,75 0,90 1,05      
Дополнительная ответственность 1,05 0,15 0,15 0,30 0,45 0,60 0,75 0,90 1,05      
ВСЕГО 8,30 1,00 X X X X X X X X X X X

 

Отнесение работ к степени сложности дает возможность дифференцированно выявить отличия влияния отдельных признаков и получить показатели сложности конкретных работ. При этом им дается частичная (по каждому признаку) количественная оценка. Сумма полученных частичных оценок за всеми признаками определит сложность работы, которая рассматривается.

После установления признаков, которые характеризуют сложность работ, их частичной значимости в общей оценке сложности работ, определение количества степеней (уровней) каждого признака и принятие их условной количественной меры рассчитывают показатели сложности работ за формулой:

n

Sk = ∑ aijxi, (9.2)

i = 1

где Sk — показатель сложности конкретной работы (в баллах);

г — количество признаков сложности;

aij— j-и уровень і-го признака (в баллах);

хі — частичная значимость i-го признака сложности работы (в долях единицы).

Потом рассчитывают суммарный показатель сложности работ (Sсум), которые принадлежат к должностным обязанностям исполнителя:

m

Sсум = ∑ Sk, (9.3)

k = 1

где m — количество выполняемых работ.

 

Суммарный показатель сложности рассчитывают относительно конкретной должности. Он является средним значением, поскольку состоит из средних значений показателей сложности отдельных работ.

Количественная оценка сложности работы работников является предпосылкой для оценивания качества их труда, которые предусматривает комплексное оценивание качества работы, оценивание профессионально-квалификационного уровня, деловых качеств работников, сложности выполняемых функций, результатов труда.

Комплексное оценивание качества труда.Качество труда характеризует достигнутую работником результативность работы определенной степени сложности, обусловленную уровнем его профессионально-квалификационной подготовки и его деловыми качествами. При оценивании качества труда ИТР и специалистов нужно учитывать то, что результаты ее проявляются большей частью через определенный промежуток времени. Вместе с тем большое значение имеют показатели индивидуальной результативности работы (качество выполнения должностных обязанностей, обусловленных должностными инструкциями).

Наиполнейшей и объективной оценки может быть достигнуто на основе учета признаков работника и выполняемой им работы. Работника характеризуют его профессионально-квалификационный уровень (К1) и деловые качества (l1), которые создают предпосылки для выполнения соответствующих обязанностей. Работу характеризуют ее сложность 2) и достигнутый результат (l2).

Оценки деловых качеств (l1) и результатов работы (l2) можно подытоживать, поскольку они имеют родственное единство. Деловые качества можно рассматривать как обобщенную, побочную характеристику присущую работнику результативности в любом трудовом почине, поскольку выявить эти качества (компетентность, самостоятельность, инициативность и пр.) возможно лишь через их проявления в работе, достижение определенного эффекта. Оценка текущих результатов труда дополняет, обосновывается, иллюстрирует оценку деловых качеств, ведь учитывает реальное количество и качество выполненных за определенный период заданий. Однако учет только деловых качеств работника и текущих результатов работы недостаточно отображает качество его работы сравнительно с аналогичными показателями других работников, поскольку сравнимыми яляются уровни этих показателей у работников разных квалификационных групп, которые выполняют функции разной сложности.

Аналогично нужно рассматривать и оценку результатов труда из позиций сложности выполняемой работы. Нельзя допускать получение высоких оценок результатов труда за счет выполнения более простых работ. Поэтому оценки профессионально-квалификационного уровня (К1) и сложности выполняемых функций 2) приобретают качество корректирующих коэффициентов.

Комплексная оценка качества труда (L) выражается формулой:

L = К1 l1 + К2 l2. (9.4)

Коэффициенты К1 и К2 дают возможность свести к общему знаменателю оценки качества труда работников разных должностных рангов. При этом частичная значимость всех элементов комплексной оценки считается одинаковой, поскольку их полнейшее соответствие является оптимальным при правильной расстановке кадров.

Каждый элемент комплексной оценки (К1г К2, l1, l2) является набором признаков (критериев), которые не дублируют друг друга, а имеющиеся в любом виде трудовой деятельности и в совокупности отображают общую ценность работника. Объединение признаков в оценке каждого элемента происходит с учетом их частичной значимости, выраженной в долях единицы.

Порядок определения значимости признаков, которые характеризуют деловые качества и результаты работы работников, приведено в приложении 5.

Оценивание профессионально-квалификационного уровня работников. Для оценивания профессионально-квалификационного уровня специалистов и других служащих берут единый набор признаков с неизменной для всех категорий работников частичной значимостью: образование, стаж работы по специальности, а также рационализаторская, изобретательская, публицистическая деятельность и т.п.

По образованию всех работников делят на три группы: І - общая средняя (полная или неполная); II - базовая высшая; III - полное высшее образование. Номер группы, к которой принадлежит работник по уровню образования, определяет его оценку по этому признаку, поэтому минимальная оценка будет составлять 1 балл, максимальная - 3 балла.

В зависимости от стажа работы по специальности работников делят на четыре группы, сформированные с учетом образования (табл. 9.4).

 

 

Таблица 9.4.

Оценка стажа работы по специальности с учетом образования работников

 

 

№ группы за стажем Оценки стажа Стаж работы по специальности (количество лет) работников, которые имеют образование (лет)
I группа — общее полное или неполное образование II группа — базовое высшее образование III группа — полное высшее образование
0,25 0-0 0-0 0-0
0,50 5-13 9-13, свыше 29 9-17, свыше 29
0,75 13-17, 21-29, свыше 29 13-17, 21-29 17-17
1,00 17-17 17-17 26-26

 

При оценивании профессионально-квалификационного уровня рекомендуется учитывать количество изобретений и рационализаторских предложений, выступлений в прессе, которые являются побочными признаками повышения квалификационного уровня специалиста через разные формы подготовки, повышение квалификации, а также путем самообразования. Максимальное значение этого признака составляет 0,3 балла.

Коэффициент профессионально-квалификационного уровня работника (К1) определяют за формулой:

К1 = (O + S + R), (9.5)

где ОБ — оценка образования (ОБ = 1; 2; 3);

S — оценка стажа работы по специальности (S = 0,25; 0,5; 0,75; 1,00);

R — оценка изобретательской, рационализаторской, публицистической и другой деятельности (R = 0,1; 0,2; 0,3);

4,3 - постоянная величина, которая соответствует сумме максимальных оценок образования, стажа, изобретательской, рационализаторской, публицистической и другой деятельности.

Оценивание деловых качеств работников.В процессе оценивания деловых качеств работников учитывают их компетентность, способность четко организовать и планировать свою работу, ответственность, самостоятельность, инициативность, способность осваивать и использовать новые методы работы, трудоспособность, умение поддерживать контакты с другими работниками. Кое-что другие деловые качества учитывают при оценивании руководителей, поскольку они должны быть не только специалистами, а и организаторами и воспитателями подчиненных.

Каждый признак деловых качеств имеет четыре уровня (степени) проявления и оценивается в баллах: низкий - 1, средний - 2, выше среднего - 3, высокий - 4. Оценки устанавливают по каждому признаку согласно характеристикам уровней оценок, приведенных в приложении 6. Для упрощения расчетов можно воспользоваться балльными оценками уровней признаков с учетом их значимости, приведенными в табл. 9.5 и 9.6.

Совокупность деловых качеств (l1) оценивают путем суммирования оценок признаков, перемноженных на их частичную значимость, за формулой:

 

n

l1 = ∑ aijxi,

i = 1

 

где i — порядковый номер любого признака деловых качеств (i = 1, 2, ..., п);

г — количество признаков (п = 7; п = 8);

j — уровень любого имеющегося у работника признака (j = 1...4);

aij j -и уровень i-го признака у работника (в баллах);

xi — частичная значимость и-го признака в общей оценке деловых качеств (в долях единицы).

Оценивание сложности выполняемых функций. Для этого используют признаки, которые дают возможность охватить все аспекты содержания сравниваемых работ, учесть характер и особенности определенного вида деятельности. Такими аспектами является характер работ, которые представляют содержание работы, от которых зависит технологическая сложность трудового процесса, обусловленные организациям работы разнообразие, комплексность работ; самостоятельность их выполнения; масштаб и сложность руководства; дополнительная ответственность.

Частичная значимость принятых для характеристики сложности признаков выражается в долях единицы. Из-за больших расхождений в диапазоне сложности каждого признака для всех их принимают неодинаковое количество степеней (уровней). Максимальное количество степеней (10) предусмотрено для признака, который характеризует технологическую сложность содержания выполняемой работы. Они необходимы для большей дифференциации информационно-технических, аналитико-конструктивных и организационно-административных работ.

Для всех оцениваемых работников устанавливают степень сложности каждого признака выполняемых ими функций: от 1-й к 10-й - по первому признаку, от 1-й к 8-й - по второму и третьему признакам, от 1-й к 7-й - по четвертому и пятому признакам. Степени признаков определяют согласно характеристикам уровней оценок.

 

Таблица 9.5.