Анализ внешней среды
Любая организация находится и функционирует в среде. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Внешняя среда – это совокупность двух самостоятельных подсистем: макроокружение и непосредственное окружение.
Макроокружение – создает общие условия среды нахождения организации.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Анализируются величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п.
Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений с другими организациями.
Политическая составляющая дает представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Социальная компонента направлена на выяснение влияния на бизнес социальных явлений: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; уровень образования, рост населения и т.п.
Технологическая компонента позволяет своевременно увидеть те возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники.
Проводя изучение различных компонент важно учитывать два следующих момента:
· все компоненты находятся в состоянии сильного взаимовлияния;
· степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. Это зависит от размера организации, территориального расположения и т.п. (Например, крупные организации испытывают большее влияние макроокружения, чем мелкие).
Для регулярного изучения состояния компонент макроокружения, необходимо следить за внешней средой. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
· анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
· участие в профессиональных конференциях;
· анализ опыта деятельности организации;
· изучение мнения сотрудников организации;
· проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Анализ покупателей. Профиль покупателей может быть составлен по следующим характеристикам:
· географическое месторасположение покупателя;
· демографические характеристики покупателя, такие как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;
· социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;
· отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
Анализ поставщиков. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:
· уровень специализированности поставщика;
· величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;
· степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
· концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами;
· важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков в первую очередь следует обращать внимание на:
1) стоимость поставляемого товара;
2) гарантию качества поставляемого товара;
3) временной график поставки товаров;
4) пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
Изучение конкурентов. Необходимо выявить сильные и слабые стороны конкурентов, на основание этого строить свою стратегию борьбы с конкурентами.
Обращать внимание на вновь пришедших на рынок («пришельцев»). С целью усложнения путей пришельцев следует создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». (Барьеры: углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над канальным распределением и т.д.)
Большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность – если замещающей продукцией «убит» рынок старой продукции, то прежний рынок не возрождается.
Анализ рынка рабочей силы. Необходимо выявить потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами.
Важно анализировать политику профсоюзов.