КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
Компетентность – это степень квалификации работника, которая разрешает успешно решать задачи, которые стоят перед ним.
Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к условиям, которые изменяются.
Выделяют такие виды компетентности:
1) функциональная (профессиональная) компетентность: характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать. Требования к профессиональной компетентности во многом зависят от уровня управления и характера должности. Сегодня для высших руководителей сокращается значение специальных и возрастает роль методических и социальных знаний и навыков, способностей в области общения, руководства рабочими, способности воспринимать и интерпретировать информацию.
В основе профессиональной компетентности - профессиональная пригодность, которая представляет собой совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.
В условиях современного этапа НТР четко прослеживается тенденция к быстрому старению знаний и опыта персонала, который выражается в отставании индивидуальных знаний и опыта от современных требований к должности и профессии;
2) интеллектуальная компетентность: выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;
3) ситуативная компетентность: означает умение действовать согласно ситуации;
4) временная компетентность: отображает умение рационально планировать и использовать рабочее время.
Она содержит адекватную оценку расходов времени ("чувство времени"), умение конструировать программу достижения цели во временном континууме (просторные), правильно определять расход времени;
5) социальная компетентность: предусматривает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, высказывать к ним отношение, вести беседы и т.д.
Социальная компетентность характеризует интеракционные способности работника, культуру делового общения как по вертикалу "руководитель – подчиненный", так и по горизонтали – "работники одного уровня", а также клиенты предприятия.
Социальная компетентность содержит:
• знание этики делового общения;
• умение предотвращать и относительно безболезненно решать конфликты;
• умение быстро и правильно передавать информацию;
• умение налаживать коммуникации;
• умение давать ясные и четкие задачи и соответственно мотивировать рабочих;
• умение тактично указывать на недостатки, корректно ставить на вид, вызвать доверие и т.п.
Такого рода знания и умения необходимы всем рабочим, а особенно - руководителям, поскольку в современном производстве от слаженности и гармоничности отношений в группе во многом зависит успех предприятия в целом.
Изучение управления персоналом обеспечивает формирование не только социальной, но во многом интеллектуальной и временной компетентности работников всех уровней, и в первую очередь - руководителей. В современных условиях ценность этих качеств для эффективной деятельности неуклонно повышается. Вдобавок, знание науки управления персоналом выступает важнейшей составной частью профессиональной компетентности руководителей предприятий.