Контролируемое ВП

Структура ВП

В структуре ВП обычно выделяют:

- Контролируемое ВП. Воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание полетов по ППП и полетов по ПВП в соответствии с классификацией воздушного пространства (классы A-E). CTA/CTR/TMA/ATZ/AWY/OCA

- Неконтролируемое воздушное пространство. Все остальное ВП, в котором по возможности предоставляется ПИО и АО (классы A-G). FIR/UIR

Необходимость такого разделения определяется различными потребностями в ОВД, а именно:

- типами соответствующего воздушного движения;

- плотностью воздушного движения;

- метеорологическими условиями;

- техническими возможностями системы ОВД;

- другими факторами, которые могут иметь к этому отношение.

Также ВП делят по вертикали на:

- верхнее ВП;

- нижнее ВП.

Причины деления ВП на верхнее и нижнее ВП (в каждой стране своя граница):

- равномерное распределение рабочей нагрузки как по району ответственности органов УВД, так и по объему воздушного движения;

- возможное различие правил полетов в верхнем и нижнем ВП.

Диспетчерский район (CTA, Control Area, Control Traffic Area)

Это контролируемое ВП, которое простирается вверх от установленной на земной поверхности границы.

Границы диспетчерского района устанавливаются с таким расчетом, чтобы они охватывали ВП, достаточное для включения траекторий тех полетов по ППП или их частей, для которых желательно обеспечивать соответствующие виды диспетчерского обслуживания с учетом возможностей технических средств навигации и обслуживания воздушного движения.

Диспетчерские районы бывают 2 видов:

- диспетчерский район нижнего ВП

- диспетчерский район верхнего ВП

возможны также комбинации этих 2 видов.

Радиус CTA – 150-170 км.

Нижняя граница – не менее 200м AGL, характерно, что она не везде одинакова. Если нижняя граница проходит выше 900м AMSL, то она должна совпадать с крейсерским эшелоном полета по ПВП согласно таблице ICAO. Под нижней границей CTA могут выполняться полеты по ПВП.

Верхняя граница устанавливается в том случае, если диспетчерское обслуживание выше этой границы обеспечиваться не будет или в случае, если выше расположен диспетчерский район верхнего ВП (границы должны совпадать).

Диспетчерские районы могут быть образованы:

а) узловыми диспетчерскими районами TMA для обеспечения контролируемого воздушного движения вокруг аэродрома с очень интенсивным воздушным движением;

б) взаимосвязанными воздушными трассами, поперечный размер которых определяется точностью выдерживания заданных траекторий, а также вертикальный размер которых охватывает все эшелоны полетов;

в) диспетчерскими районами зонального типа, в пределах которых установлены конкретные маршрут УВД с целью управления потоками ВД.

В связи с этим используются следующие разновидности:

- Upper Traffic Area (UTA) in upper airspace for high altitude navigation (middle to long range) including high altitude airways.

- Airway (AWY)Воздушный коридор — часть ВП, в котором самолеты снижаются и набирают высоту. (Airways in lower airspace for low altitude navigation).

- Terminal Control Area (TMA, ATZ)is a control area normally established at the confluence of ATS routes in the vicinity of one or more major aerodromes and including departure/arrival routes to/from those airports.

- Oceanic Control Area (OCA) - for oceanic navigation

В CTA, который не образуется системой воздушных трасс, для обеспечения УВД может создаваться система маршрутов ОВД.

Под маршрутом ОВД понимают установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения ОВД. Воздушное движение (согласно ICAO) включает все ЛА, находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома. Термин "маршрут ОВД" используется для обозначения воздушной трассы, консультативного маршрута, контролируемого или неконтролируемого маршрута, маршрута прибытия или вылета.

Воздушная трасса – это контролируемое ВП или его часть в виде коридора, оборудованного радионавигационными средствами (CNS). Минимальная ширина обычно 18,5 км.

Консультативный маршрут – установленный маршрут, на котором обеспечивается консультативное обслуживание ВД, К такому обслуживанию относится обслуживание, предоставляемое в консультативном ВП с целью обеспечения рационального эшелонирования ВС, выполняющих полеты по ППП.

Диспетчерская зона (CTR/CTZ, Control Region/Zone)

CTR - Контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности до установленной верхней границы.

Диспетчерские зоны устанавливаются на сильно загруженных аэродромах в пределах аэродромной зоны и простираются от уровня земли до высоты 700-800 м (в Борисполе – 750м) или до уровня, соответствующего нижней границе диспетчерского района (CTA в пределах которого лежит CTR). В некоторых случаях верхняя граница CTR может устанавливаться выше нижней границы CTA.

Боковые границы охватывают части ВП, через которые проходят траектории полетов по ППП. CTR может включать 2 или несколько близко расположенных друг от друга аэродромов. Поскольку CTR простирается вверх от поверхности земли и обслуживание в данной зоне приведет к наложению определенных ограничений на полеты по ПВП в пределах данной зоны, важно чтобы ее размеры были сведены к минимуму.

Боковые границы CTR расположены от центра аэродрома на расстоянии минимум 5-10 nm (9.3-18.6 км) в направлении заходов на посадку по ППП.

Основное различие между CTR и CTA помимо размеров в вертикальной и горизонтальной плоскостях состоит в том, что CTR простирается от земной поверхности, а CTA – от определенного уровня над землей или средним уровнем моря.

Аэродромная зона (АЗ, ATZ, Aerodrome Traffic Zone; TMA – Terminal Control Area)

Аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения, является контролируемым аэродромом. Однако это не означает обязательного наличия диспетчерской зоны.

Аэродромные зоны устанавливаются вокруг одного (ATZ) или более (TMA - аэроузел) загруженных аэродромов и начинаются обычно с высоты 750 м или с уровня верхней границы диспетчерской зоны до высоты » FL245 (7350 м) (т.е. нижняя граница верхнего ВП), а в горизонтальной плоскости зона распространяется вплоть до системы воздушных трасс, обслуживающих аэродромную зону. Назначением аэродромных зон является обеспечение безопасности полета ВС, покидающих систему воздушных трасс для посадки на аэродроме аэроузловой зоны, или покидающих аэродромную зону и входящих в систему воздушных трасс.

При близком расположении нескольких аэродромов воздушное пространство над ними объединяется в район аэроузла (TMA). В районе аэродрома (аэроузла) организуются воздушные коридоры, зоны взлета и посадки, зоны ожидания.

Зона взлета и посадки — ВП от уровня аэродрома до высоты второго безопасного эшелона полета включительно. Размеры этой зоны определяются летно-техническими характеристиками ВС, возможностями средств навигации, УВД и посадки, схемами захода на посадку и специфическими особенностями района аэродрома. Как правило, границы зоны взлета и посадки удалены от аэродрома на 25—30 км. В данной зоне особо выделяется предпосадочная прямая, ориентированная вдоль продолжения оси ВПП. Размеры этой прямой определяются посадочными характеристиками самолетов, характеристиками радиотехнических и светотехнических средств посадки, установленной безопасной высотой полета в зоне взлета и посадки и правилами полетов (визуальный или инструментальный заход на посадку).

Управление в контролируемом ВП (для всех перечисленных видов ВП в зависимости от ситуации) может осуществляться из:

ACC/UACC (Районный диспетчерский центр/пункт, РДЦ, РДП)

APP (Диспетчерский пункт подхода)

TWR (Аэродромный диспетчерский пункт, башня).