Лекция № 4. СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

Эмансипация (от лат. – освобождение от зависимости, подчиненности). Освобождение от угнетения, предрассудков, отмена ограничений, получение самостоятельности и равноправия индивидом, социальной группой. Это понятие связано не только с женским равноправием. Просто сложился такой стереотип. Возникновение этого понятия не связано с началом феминистского движения. Основная цель и содержание эмансипации – равное общественное положение женщин и мужчин.

Каким же образом общество подошло к идее развития эгалитарного направления?

Какие же этапы прошла женская эмансипация?

В первобытное время физические и духовные различия между мужчиной и женщиной были намного меньше, чем в современном обществе. И первоначально различия и деятельности были не столь значительны. Можно говорить о равноправии, и даже главенствующем положении женщин.

С возрастающим разделением труда появилось разделение обязанностей. Женщина стала хозяйничать в доме, мужчина – воевать, добывать пищу. Занимаясь скотоводством, мужчина стал собственником и выдвинулся на первый план.

Господство частной собственности утвердило уже подчинение женщины мужчине.

Социальное неравенство женщин возникает на стадии разложения родового строя. В новую историческую эпоху мужчины вступают как хозяева жизни, а женщины занимают положение рабынь. Начинается многовековая история патриархата и социального неравенства женщин.

Особенно сильно зависимое положение женщин проявляется в античные времена. Мужчина является главой государства и дома. Женщина все время проводит на женской половине, в специальном помещении. Ее влияние на общественную жизнь ничтожно. Даже свободнорожденная женщина лишена гражданских прав. Она не обладает свободой ни в каком смысле: ни как мать, ни как дочь, ни как сестра, ни как вдова. Женщина всегда имеет над собой господина, который распоряжается ею и ее имуществом.

В общественном дознании античности социальное неравенство женщин считалось нормальным явлением. Притязания женского пола на какую-либо самостоятельность воспринималось в штыки, в лучшем случае оно вызывало насмешки.

Вместе с тем не все в Древней Греции разделяли общественную неприязнь по отношению к женщине. На фоне социальной приниженности женского пола прозвучала идея о необходимости установления равенства полов и повышения роли женщины в обществе. Ее автор — основоположник классической философии, великий мыслитель древности Платон (IV-V вв. до н.э.).

«Феминисткое» мировоззрение Платона развивалось очень противоречиво. Изначально он считал, что женщина представляет собой существо низшего сорта, и в традициях своего времени воспевал любовь к мужчине. Однако затем его взгляды меняются. Именно Платону было дано понять несправедливость социальной изоляции женского пола, и впервые в истории общественной мысли поднять вопрос о равенстве женщин и мужчин.

Вопреки существующему общественному мнению, Платон не утверждал, что природные особенности женщины выступают основанием их социального неравенства. По мнению древнегреческого мыслителя, женщины также как и мужчины могут быть философами, воинами и нести вооруженную охрану. Все дело в способностях, которые у женщин, как и у любого человека, различны: одни склонны врачевать, другие способны к музыке. Платон опровергает суждения о социальной непригодности женщин.

Серьезным противником идеи социального равенства полов выступил ученик и последователь Платона древнегреческий философ Аристотель (V в. до н.э.). Он ставил мужчину несравненно выше женщины, не видя в ней никаких достоинств. Аристотель подчеркивал необходимость власти мужчины над женщиной. Стремление к равенству полов он представлял невозможным при их различиях.

Прогрессивные тенденции находят свое развитие и в Древнем Риме. Здесь женщина не полностью отчуждена от общественной жизни. Она посещает театры, народные праздники и гулянья. И в частной жизни римлянки пользовались значительно большей свободой чем их греческие подруги. Они были настоящими хозяйками своего дома: разделяли с мужем управление домашним хозяйством, значение которого в те времена было огромным, принимали гостей. Зависимость жены от мужа ограничивалась сферой имущественных интересов. Власть опекуна (отца, мужа, брата или другого мужчины) распространялась только на имущество женщины, но не на ее личность. Женщина сама выбирала себе мужа.

Наряду с элементами равенства, правовое положение женщин содержало и немало ограничительных моментов. Законы исключали их участие в управлении государством. Однако скрыто или явно женщины влияли на власть. Их присутствие в общественной жизни можно увидеть на каждой странице древнеримской истории. В Риме женщины имели свои общественные объединения, а в III в. н.э.—- император Гелиогабал объединил женские организации в Малый сенат. Вопрос о женском равноправии в Древнем Риме не поднимался, он не представлялся значимым. Господствовало мнение, что женщины не способны к общественной жизни ввиду природной слабости и недееспособности женской натуры. В отношении личной и семейной жизни древние римляне были уверены, что здесь у женщин больше прав, чем это необходимо. С учетом данных обстоятельств принимались запретительные законы и начинались попытки ограничить возможности женщин в области гражданского и имущественного права.

Первая женская эмансипация пришла в Европу вместе с христианством.

Христианство обязано своей победой тому, что за Христом пошли женщины, а образ Богородицы на многие века стал для стран христианской культуры воплощением женским идеалом. Именно Дева Мария – Богородица воплощает женское начало в христианстве.

Женщины шли за Иисусом. Очевидно стремление христианства - проповедовать равенство полов: и мужчина, и женщина созданы по божьему замыслу. Вместе с тем, в христианской идеологии присутствует идея господства мужчины и подчинения женщины.

Уже из первой книги Бытия можно узнать, что женщина появилась на свет вслед за мужчиной, обеспечив себе второе место под солнцем. Постепенно христианское учение утрачивает и то немногое, что было в нем положительно сказано о женщине. В богословских трактатах средневековья нет и упоминания о равенстве полов, присущего христианским первоисточникам. Более того, в средние века церковь прилагает множество усилий для формирования в общественном сознании образа женщины как неравноценного существа. Женщина рассматривается как виновница всех зол.

Вторая крупная женская эмансипация состоялась в Европе в XI-XII веках. Это было время крестовых походов, в которых женщины принимали самое активное участие, создания культа Прекрасной Дамы – объекта куртуазной любви рыцаря. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыцарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман «Фламенка»: главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершенством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу «холодности» Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору.

Начиная с XV века по всей Европе запылали костры, на которых сжигали колдунов и ведьм. Женщины становятся основной жертвой инквизиции. По сведениям некоторых историков, во времена средневековых процессов было погублено около 8 млн. женщин. Охота на ведьм приостановилась только в XVII веке.

Смягчению религиозных нравов во многом способствовала культура Возрождения, имеющая ярко выраженное гуманистическое начало. Церковный аскетизм был отброшен, и полнокровная, насыщенная мирскими радостями жизнь рассматривалась как жизнь, достойная человека. Высшей человеческой ценностью признавалась любовь. Это не замедлило сказаться на отношении к женщине, которая считалась носительницей чувственного начала. Вопрос о равенстве полов Возрождение трактовало как равенство мужчин и женщин в любви.

На политическом небосклоне Европы появляется целый ряд ярких женских фигур: Елизавета Тюдор — королева Англии, Изабелла — королева Кастильская, Мария — жена венгерского короля Людовика II, польская королева Бона и многие другие. В непростых социальных условиях пробивают себе дорогу идеи, утверждающие равенство обоих полов. Впервые они прозвучали из уст женщины, французской дворянки итальянского происхождения Кристины Пизанской. Оставшись без средств к существованию после смерти отца и мужа, она берется за литературный труд. Из-под ее пера выходят два сочинения "Сокровища дам" и "Город дам", где автор призывает строить общество на принципах равенства и справедливости. На множестве примеров она доказывает, что женщина не только равна мужчине, но во многом его даже превосходит.

Эмансипация, начавшаяся в 18 веке, может быть названа третьей. В эпоху революционных потрясений возрастала потребность осмыслить роль и место человека в обществе, права на его свободу и равенство. Результатом такого осмысления явилась идея равенства всех людей.

В этом смысле конец XVIII века был плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. В этом веке громко зазвучали голоса, выступавшие в защиту тогда бесправных в обществе женщин.

В «Декларации прав женщин и гражданок» Олимпии де Гуж отмечалось, что «Женщины имеют право восходить на эшафот, следовательно, они могут всходить на трибуну». В декларации выдвигается требование об освобождении женщин не только во время свободы и прав человека, но и на основании их вклада в развитие и процветание общества. «Женская» декларация была отвергнута, а ее автор оказалась под ножом гильотины.

В 1789 году философ - просветитель секретарь Французской академии наук Ж.А. Кондорсе напечатал статью «О допуске женщин к гражданским правам», в которой ратовал за устранение «всяких предрассудков», создававших неравенство мужчин и женщин. «По какому праву, - спрашивал он, - женщин хотят исключить из общественной жизни? Разве они не являются частью нации?» «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, - подчеркивал Ж.А. Кондорсе, - мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятствует».

Равноправного с мужчиной человека видели в женщине Руссо, Вальтер, Дидро.

Идеи XVIII века далее развивали социалисты-утописты - Фурье, Сен-Симон, Оуэн.

Мысль об эмансипации женщин была исключена Кодексом Наполеона. В этом юридическом документе зафиксировано женское бесправие. Жена не вправе что-либо дарить, закладывать, приобретать без разрешения мужа. Муж – официальный глава семьи со всеми вытекающими из этого последствиями. Брак для многих женщин становится настоящим несчастьем.

В отношении женского равноправия мнения разделились. Фурье выступает за отмену брака и свободную женщину, Прудон стоит на резко консервативных позициях («хранительница домашнего очага»), а наследники Сен-Симона согласны предоставить женщине самые широкие права.

Проблема женского равноправия во Франции решалась долго и сложно. Полное юридическое равноправие женщины Франции получили только накануне П-ой мировой войны.

Особенно остро проблема равноправия женщин встает в Англии. Еще в 1792 году писательница Мери Вулстоикрафт подает свой голос в защиту женского равноправия. Ее книга "Защита прав женщин" быстро расходится по всей Европе. Поддержку Мери оказывает ее муж — английский социалист-анархист Вильям Годвин. Дело ее продолжает дочь Мери Шелли — автор знаменитого романа, первого из серии ужасов "Замок Франкенштейн.»

В XIX веке в Англии начинается настоящая борьба за установление всеобщего избирательного права. И только в 1929 году женское избирательное право перестает отличаться от мужского. Этот успех обусловлен огромными усилиями, которые приложили женщины, боровшиеся за равноправие полов. Они получили название суфражисток.

С наименьшими проблемами борьба за права женщин проходила в США. В целом социальное положение женщин на североамериканском континенте было значительно лучше, чем в Старом свете: женщин было мало — их больше ценили. В многочисленных сектах исповедовался принцип равенства полов. Женщинам поручались ответственные общественные дела, а в целом ряде старых штатов они имели и равные с мужчинами избирательные права. Уже в начале XIX в. женщины США обучались в высших учебных заведениях.

В середине XIX века набирает темпы движение за предоставление женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Как и в Англии, суфражистки используют любые методы борьбы для достижения цели. Их арестовывают, судят, подвергают различным репрессиям. В ответ — голодовки, митинги и марши протеста. В 1920 г. политическое равноправие было завоевано.

В других государствах вопрос социального равенства полов также поднимался, но он не был так обострен как в Англии, Франции или в США.

 

Развитие женского движения в России

 

Женское движение в России возникло в 60-е годы 19 века. Каковы причины возникновения российского женского движения?

Одна из предпосылок возникновения российского женского движения — низкий правовой статус женщин в пореформенной России. В 60-х годах XIX века, к началу экономических и социальных реформ, права и свободы личности в России были крайне ущемлены. Представительная власть отсутствовала. И мужчины, и женщины не имели избирательных прав. Вместе с тем, в соответствии с действовавшим в тот период законодательством женщины были ограничены в своих правах в значительно большей степени, чем мужчины. В наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины. Дочь при живых сыновьях получала из всего наследственного недвижимого имущества четырнадцатую часть, а из движимого — восьмую.

Жена наследовала после мужа седьмую часть недвижимого, четвёртую часть движимого имущества.

В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Разводы были запрещены. Согласно закону, супруги должны были жить вместе. Отдельный вид на жительство женщина могла получить только с согласия мужа. Паспорт ей выдавался на срок согласия, данный главой семейства. Таким образом, семья представляла собой союз, основанный на властной опеке.

Одной из характеристик правового статуса являются политические права личности, и прежде всего избирательное право. В этой области женщины были отнесены к категории неправоспособных граждан. Они не имели прямого пассивного или активного избирательного права.

До 60-х годов XIX века обучение девочек практически отсутствовало. Реформа образования началась в 1864 году. Мальчиков и девочек обучали в школах совместно. По данным статистических обзоров, в конце XIX века в начальных учебных заведениях всех ведомств девочек обучалось всего 21,9% от общего числа учащихся. В целом грамотность женщин в 5 раз уступала грамотности мужчин.

Несмотря на проведенные реформы, женское среднее образование второй половине XIX века практически не развивалось, так как функционировало оно в основном на средства общественных и частных пожертвований. Прав на высшее образование не имели женщины всех сословий.

Характерной чертой правового статуса российской женщины было отсутствие законодательства об охране материнства и младенчества.

Право на получение работы для женского населения России имело свои особенности. В связи с развитием капиталистического способа производства, ростом рабочего движения фабриканты охотно шли на трудоустройство менее требовательных работниц. К началу 90-х годов в текстильной промышленности были заняты 161 тыс. женщин или 82% всех трудящихся женщин. Вместе с тем, трудовое законодательство в области улучшения условий труда находилось в зачаточном состоянии. Нормативы об охране труда отсутствовали. Уровень оплаты женского труда был на 30% ниже мужского. Исключительно тяжелыми условиями труда и бесправием характеризовалось положение крестьянок.

В сферах государственной службы и профессий, требовавших образования, возможности трудоустройства у женщин были крайне ограничены. Те из них, кто сумел получить высшее образование за границей, практически не имели доступа к работе по специальности.

Однако замена крепостного состояния государства новыми экономическими отношениями коренным образом повлияла на политическое и нравственное сознание различных слоев общества.

Во-первых, изменение экономических условий открыло перед женщинами возможность выбора жизненного пути, трудоустройства по новым профессиям.

Во-вторых, новые социально-экономические условия в значительной степени способствовали формированию и распространению в начале 60-х годов демократических идей о равноправии полов. Значительное влияние оказали на мировосприятие образованной части женщин идеи М.Л.Михайлова, Н.И. Пирогова, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других представителей демократической интеллигенции, которые выступали за уравнение женщин в правах с мужчинами, освобождение их из-под семейного гнета.

В-третьих, во второй половине XIX века российские женщины имели возможность познакомиться с западноевропейскими трудами о равноправии полов, свободе, гуманизме, новых семейных отношениях. Вместо романов девушки зачитывались трудами Д.С.Милля, Женни Дэ Эпикур, автобиографией Ж.Санд, произведениями Кондорсе, Фейербаха, Оуэна, Лассаля, Сен-Симона.

В-четвертых, росту самосознания женщин способствовала обстановка гласности, сложившаяся во второй половине XIX века в ходе социальных и экономических реформ. Провозвестниками идей равноправия полов стали журналы "Современник", "Отечественные записка", "Колокол", "Полярная звезда".

Таким образом, в 60-е годы XIX века была создана экономическая и идейная основа для самоорганизации женщин.

Этапы женского движения

На основе исследования стратегических целей, характерных черт, важнейших направлений, значимых событий целесообразно выделить ряд этапов структурирования женского движения.

* 1859-1895 гг. — этап становления. Создаваемые в этот период общества преследовали три цели: во-первых, благотворительность, поддержку женщин при включении в профессиональную деятельность; во-вторых, просвещение женщин, обучение их грамоте; в-третьих, борьбу за высшее образование. Среди наиболее заметных организационных структур выделялись: Общество дешевых квартир, Общество женского труда, Дом трудолюбия для образованных женщин, Женская издательская артель и другие объединения.

Важнейшими событиями рассматриваемого периода являлись гражданские инициативы в борьбе за доступ к высшему образованию. Характерные черты движения на этом этапе —поддержка женщин разных социальных слоев, желающих трудиться; активное сотрудничество с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, общественными и государственными деятелями.

* 1895-1906 гг. — этап начавшейся организационной дифференциации и политизации. Наряду с благотворительностью и трудовой помощью женщинам формируется новое, общественно-политическое направление движения. Первой женской организацией, поставившей цель добиться равных с мужчинами политических и гражданских прав, стало Русское женское взаимноблаготворителыюе общество. Наиболее политизированным являлся Союз равноправия женщин (СРЖ). В 1899 г. была создана Женская русская лига мира.

В начале XX века были созданы ряд крупных всероссийских женских организаций с отделениями на местах (СРЖ, Общество защиты женщин, Общество улучшении участи женщин и др.).

* 1907-1914 гг. — этап формирования массового движения с разветвленной инфраструктурой, интегрирующего различные социальные слои женщин. Была образована Женская прогрессивная партия. В Санкт-Петербурге и Москве открылись женские рабочие клубы.

Союз равноправия женщин трансформировался в Россиискую лигу равноправия женщин (РЛРЖ). Важным событием стал Первый Всероссийский женский съезд, состоявшийся 10 -16 декабря 1908 года по инициативе Русского женского взаимноблаготворительного общества. В 1910 г. женские организации провели Всероссийский съезд по борьбе с торговлей женщинами, в 1913 г. — Первый съезд по образованию женщин.

* -1914 г. - июнь 1917 г. -— этап организационной стабилизации гражданских инициатив. Основными направлениями деятельности женских обществ оставались борьба; политическое и гражданское равноправие, трудовая помощь, просветительство, пропагандистская работа, благотворительность.

Женское движение второй половины XIX — начала XX века можно разделить на три идейных направления:

— Первое - либерально-демократическое или реформистское;

— второе — социал-демократическое или пролетарское;

— третье — национал-патриотическое.

Под либерально-демократическим подразумевается та часть женских организаций, которые выдвигали в качестве стратегической задачи достижение равноправия женщин с мужчинами во всех сферах общественной жизни и рассматривали государственные реформы основным средством ее осуществления.

Женские организации данной направленности считали сложившийся социальный статус женщин не отвечающим их интересам, подвергали критике государственную политику в отношении женщин. Среди основных путей достижения главной цели назывались демократические преобразования государственного строя, расширение прав и свобод граждан, законодательное уравнение в правах женщин и мужчин.

С целью изменить сложившийся социальный статус женщин либерально-демократические организации призывали коренным образом пересмотреть гражданское законодательство, провести реформу женского образования, расширить права образованных женщин на профессиональную деятельность, улучшить условия труда работниц и крестьянок.

Сторонниками данного направления выступали Русское женское взаимноблаготворительное общество, Российское общество улучшения участи женщин, Российская лига равноправия женщин и многие другие женские союзы.

К социал-демократическому, или пролетарскому, направлению отнесены те женские организации, которые, основываясь на марксистско-ленинской концепции решения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовых позиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частной собственности на средства производства и радикальной сменой общественно-политического строя. По утверждению И.Ф.Арманд, "дело освобождения пролетарок может быть делом только всего рабочего класса в целом", а "женщина может освободиться от кабалы только путем революции - социалистической революцией.» В качестве лозунгов текущего момента выдвигались: охрана женского труда, борьба за 8-часовой (рабочий день, за принятие законов по охране материнства, за избирательное право для женщин, учреждение системы общественного воспитания детей.

Национал-патриотическое направление объединяло женские организации, которые придерживались официальной концепции о роли женщин в обществе и считали идеи о равноправии полов вредными. Такие организации, как "Женский русско-славянский союз", "Союз русских женщин", женская группа "Союза русского народа" объединили представительниц высших слоев.

Социально-экономические итоги развития женского движения

В области образования, начиная с 60-х годов XIX века, женские организации выступали с многообразными инициативами по просвещению масс. Среди популярных форм выделялись бесплатные воскресные, вечерние и другие типы школ для детей и взрослых. Первые бесплатные воскресные женские школы открылись в 1859 г. в Киеве, Петербурге и Перми. В них с энтузиазмом трудились представительницы демократической интеллигенции, разночинных слоев, исповедовавшие идеологию "новых людей". Многие общества имели женские клубы, кружки, где женщины обучались грамоте, знакомились с литературой, ставили спектакли.

Существенный вклад женское движение внесло в борьбу за высшее образование для женщин. Объединенными усилиями группы деятельниц женского движения и профессуры в начале 70-х гг. на общественных началах были учреждены высшие женские курсы в Москве (1869-1872 гг.), Казани(1876г.), Киеве (1878 г.).

Наиболее значительным событием в истории высшего женского образования стала организация в 1878 г. в Петербурге Высших женских Бестужевских курсов, которые в течение 12 лет содержались на средства женских обществ. В результате к концу XIX века в России параллельно с государственной существовала общественная система высшего женского образования.

В сфере трудовой деятельности женщин влияние женского движения осуществлялось по следующим направлениям: трудовое законодательство в отношении работниц, занятых в промышленном производстве; взаимодействие органов власти и женского движении в сфере «интеллигентных профессий»; инициативная деятельность по трудовой помощи женщинам.

По масштабам и результативности довольно крупную подсистему в структуре профессиональной сферы России занимало женское движение трудовой помощи. Стержневой идеей движения можно назвать мысль поборника женского равноправия, английского философа XIX века Джона Стюарта Милля о том, что «для бедняка самопомощь важнее посторонней помощи. Если он будет получать помощь без труда со своей стороны, он деморализуется». Настоящая благотворительность, считал Милль, состоит именно в том, чтобы поддержать того, кто хочет трудиться.

В 60-е годы XIX века первыми формами приобщения женщин к профессиональному труду были различного рода ассоциации — общества взаимопомощи, производственные артели, бытовые коммуны.

В конце XIX — начале XX века многие объединения женщин по профессиональному признаку стали выполнять функции защиты прав женщин перед работодателями, т.е. своеобразных женских профсоюзов.

В начале XX века общества трудовой помощи для женщин становятся многопрофильными. Так, основанное в 1901 году Киевское общество трудовой помощи для интеллигентных женщин располагало курсами по подготовке помощников врачей, машинисток, швей, содержало педагогический институт, приют-ясли, детский сад для детей членов общества, бюро по приисканию занятий. Подобные объединения действовали во многих городах России. Привлекает внимание и такое направление Деятельности, как содействие трудоустройству. Для этой цели создавались специальные бюро.

В борьбу за политические и гражданские права женские организации включились в конце XIX века году.

В результате их инициативной деятельности органами власти было улучшено брачное законодательство, расширились права наследования для женщин, женщины были частично допущены к государственной службе и формированию органов местного управления.

После революции 1917 года социальное равенство женщин стало одним из важнейших принципов переустройства российского общества. Его реализация началась с законодательной сферы. Были отменены законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, по отношению к детям, в праве на имущество, при разводе и т.д. Женщины впервые получили право свободно избирать профессию, образование, им представлялась возможность трудиться наравне с мужчинами. Равенство полов закреплялось в первой Конституции страны (1936 год).

Традиции женского движения в России: ориентация на профессиональный труд как самостоятельную ценность; экономическая независимость; опора на собственные силы, самозащита и самопомощь; просветительство, приобщение женщин к знаниям; финансовая независимость от государственных органов; активные формы давления на властные структуры; активность, инициатива.

 

Женское движение как общественное движение

 

Женское движение явилось одним из конкретных движений, на эмпирическом материале которого развивалась социология общественных движений. Исследования женского движения использовали элементы парадигмы коллективного поведения и понятия относительной депривации, но в большей степени для данных исследований характерно использование (создание) парадигм мобилизации ресурсов и новых социальных движений.

Теория мобилизации ресурсов. Одним из первых приложений этой теории была появившаяся в 1975 году книга американского социолога Jo Freeman «Политика женского освобождения: исследование возникновения социального движения и его соотношения с политическим процессом» (Freeman, 1975). Объясняя процесс возникновения и развития движения, Jo Freeman использует понятия депривации и мобилизации ресурсов. Структурное напряжение - с одной стороны, ранее существовавшие сети (связи) и организации - с другой, интерпретируются как значимые для возникновения движения. В рамках этого исследования Jo Freeman объясняет как разные ветви женского движения использовали разные стратегии и достигали разных результатов. «Старая ветвь» движения была вовлечена в реформистские действия, ее организации имели формализованные структуры, женщины в организациях этой ветви ориентировались на политические действия. Яркий пример такого движения - Национальная организация женщин в США. Вторая, «молодая ветвь» состояла из небольших групп, ориентированных на «коммьюнити» - сообщества, созданные на основе дружеских связей и не имеющие жестких организационных структур. Основными ячейками молодой ветви были группы «роста сознания», в которых женщины собирались для обсуждения своих проблем. Ценностями этих групп являлись демократия, равенство, сообщество. Их цели ориентировались на конкретные проекты, у них был низкий уровень профессиональной специализации, они быстро создавались и быстро распадались.

Эти две ветви движения позднее были названы, соответственно – либеральной (реформистской, умеренной, массовой, правой, «движением за права женщин») и радикальной (революционной, левой, «движением малых групп», «женским освободительным движением»). Первая ветвь придерживалась либеральной идеологии, вторая - социалистической, марксистской и радикальной в различных сочетаниях.

Jo Freeman утверждает, что разные стратегии двух ветвей движения гораздо больше связаны со спецификой их организационных структур, чем с идеологией. Успешность движения зависела от типа организаций, от существования организационных сетей, которые могут быть использованы движением и адаптированы к восприятию новых идей.

Две основные ветви движения имели разные арены протеста, стратегию и тактику. Либеральное движение действовало на политической арене. Основными видами деятельности являлись лоббирование, петиции, обращения к законодателям, призывы голосовать определенным образом, судебные дела, образование. Эта ветвь движения стремилась получить власть в существующей системе, оно ставило целью изменить структуры таким образом, чтобы женщины как социальная группа могли выполнять иные роли. Действия были направлены на изменения законов, институтов, структуры занятости. Для того чтобы изменить положение женщины, надо изменить общество.

Для «нового движения» основной ареной борьбы являлись личные и дискурсивные изменения. Женские встречи и собрания были направлены на рост уверенности женщин в себе, на изменения личности. В некоторых случаях движение использовало тактику конфронтации с существующей системой. Считалось, что изменение общества женщины должны начать с изменения себя: на личном уровне необходимо освобождаться от интернализованной иерархичности. Деятельность должна осуществляться прежде всего в социальной и культурной сферах, для привлечения внимания общественности и психологической поддержки женщин возможно применение тактики прямого действия (например, уличных театров, гражданского неповиновения и т.п.) (Ryan, 1992).

Теория относительной депривации. Если модель мобилизации ресурсов объясняет главным образом механизм формирования движения и роль его организаций, то понятие относительной депривации помогает интерпретировать причины возникновения движения (Chafetz & Dworkin, 1986). Для женского движения относительная депривация имела особый смысл. Jo Freeman указывает, что структурное напряжение повлияло на его формирование: образованные женщины испытывали относительную депривацию, поскольку не могли найти работы или не получали такой же зарплаты, как мужчины с таким же уровнем образования (в том числе их бывшие однокурсники). Если они совмещали две роли, то испытывали чувство вины из-за невыполнения традиционных обязанностей. Напряжение, таким образом, возникало как на структурном, так и на личном уровне. Это напряжение, ранее воспринимаемое как личная проблема, переводилось на язык публичного дискурса в группах «роста сознания». Личное (депривация женщин по признаку пола) становилось политическим, обретая общественный смысл как лозунг движения.

Теория политического процесса. Понятия цикла протеста (Tarrow, 1988) используется в теории женского движения для объяснения его общей логики, связи с другими движениями, использования их сетей, опыта и ресурсов (Dahlerup, 1986). Возникновение женского движения в большинстве стран происходило в периоды общего протеста и мобилизации, разные движения были связаны идеологически и личными контактами, вместе выступали против истеблишмента и традиционных ценностей.

Как объясняет D.Dahlerup (Dahlerup, 1986), опыт участия женщин в других движениях привел их к организации собственного протеста, поскольку они столкнулись с фактами дискриминации в левых движениях 60-х годов. Борясь за равенство и справедливость «вообще», женщины обнаружили неравенство и несправедливость по признаку пола в тех организациях, к которым принадлежали.

Различная структура политических возможностей привела к различиям в композиции и результатах движения, что показано в сравнительных исследованиях S.Bergman (1991); J.Gelb (1989); J.Chafetz & A. Dworkin A.(1986); D.Dahlerup (1986). В структуру политических возможностей для анализа женского движения включаются место и роль партий, групп давления, бюрократии, судов в политической системе (Gelb, 1989).

Кроме разных политических возможностей, движения имели также разные культурные возможности, что особенно заметно на примере католических стран, где было оказано сильное политическое и культурное сопротивление движению, и протестные действия приняли широкий размах. В разных условиях движениям удавалось мобилизовывать разные ресурсы, вырабатывать разные стратегии, осуществляя коллективные действия.

Теория новых социальных движений. В рамках этой теории движение рассматривается как реакция на процесс модернизации, как протест против технократизации. Важными аспектами являются создание новой коллективной идентичности женщин и изменение политического дискурса Так, например, парадигма коллективной идентичности использована в анализе лесбийского сообщества V. Taylor & N. Whittier (1992). Для создания коллективной идентичности движение определяет свои «границы» - отграничивая себя от остальных; вырабатывает оппозиционное сознание (интерпретативные схемы) и оппозиционное отношение к существующему порядку.

Понятие границы связано с установлением различий между группами, между отдельной группой и обществом. Лесбийское сообщество создает альтернативные институты, особую женскую субкультуру, которые противопосталяются враждебному окружающему миру. Развитие сознания представляет собой процесс, в ходе которого группа переоценивает себя, субъективные опыты членов группы, возможности и разделяемые интересы. Оппозиционное разделяемое сознание предполагает наличие некой интерпретационной когнитивной схемы, в рамках которой лесбийство переосмысляется как политизированная феминистская идентичность. По отношению к существующему порядку лесбийское сообщество сопротивляется негативным социально-культурным определениям, требует иначе (позитивно) оценивать группу, через изменение идентификационного дисплея происходит переопределение понятия «женщина». Это и есть процесс конструирования и структурирования «мы» - то есть коллективной идентичности. (Taylor & Whittier, 1992). Анализ нового женского движения как определения и переопределения коллективной идентичности занимает все большее место в интерпретациях движений в 80 - 90-е годы ХХ в.

В 80 - 90-е годы ХХ в., когда модель мобилизации ресурсов подвергалась критике за недооценку факторов идеологии и символических значений, в интерпретациях женского движения появились новые акценты. B.Ryan рассматривала те же две ветви, что и Jo Freeman, однако если основания для их вычленения в ранних исследованиях были структурные и стратегические, то B.Ryan дифференцирует движение по идеологии, связывая с ней изменения и способы действия женского движения (Ryan, 1992).

Среди новейших тенденций интерпретации женского движения отметим тенденцию к синтезу парадигм, повышение интереса к вопросам идентичности, а также - интерес к социально-психологическим и культурным составляющим контекста, выработке символических значений. Предметом исследования становятся персональные взаимодействия (face-to-face interactions), а не только взаимодействия организаций, как это происходило в теории мобилизации ресурсов. Исследователи все больше обращаются к повседневному опыту, взаимодействиям и интерпретациям в повседневности, к проблемам социального конструирования субъективности. Усиливается стратификационный аспект исследования: в центр внимания ставится не универсальный индивид, рациональный актор, а актор с определенным гендерным, расовым, классовым, этническим опытом.

Определение движения. В разных парадигмах женское движение определяется по-разному. В одних случаях ему даются узкие трактовки, сводящие движение к новой автономной деятельности («новой» ветви). В других - в понятие женского движения включается широкий спектр женской деятельности, в том числе в партиях, профсоюзах, общественных институтах или других социальных движениях.

Если различать употребление термина «женское движение» в узком и широком смысле, то в первом случае в него включаются те виды деятельности, которые имеют феминистский характер, автономны, независимы от политических организаций и организаций, смешанных по признаку пола (Jallinoja, 1983). Во втором (широком) смысле к движению относятся «различные исторические и современные проявления женской активности, социальных потребностей и усилий в области феминизма и политики, касающейся женщин. Исследование женского движения тогда будет включать разнообразные организации и сети, такие, как женские профсоюзы, женские политические организации внутри и вне политических партий, благотворительные и религиозные организации» (Andreasen, Borchorst, Daherup 1991). К женскому движению в такой интерпретации могут быть отнесены разнообразные организации. Например, в Скандинавии: Национальные советы женских организаций (объединяющие различные женские группы, основанные в начале века и насчитывающие в середине 80-х годов до 450 тыс. членов в Финляндии и в Норвегии); ассоциации домохозяек; ассоциации женщин сельской местности (жен фермеров); организации женщин в политических партиях; организации женщин в профсоюзном движении; социальные и гуманитарные организации; религиозные организации (Dahlerup, 1986).

Теория общественных движений различает организации и собственно движение. К движению в широком смысле относятся женские связи (сети) в повседневной жизни, локальные сообщества; сети феминистских писательниц, феминистские литературные круги, театральные группы.

Последователи парадигмы новых социальных движений, определяя женское движение, делают акценты на возникновении новой коллективной идентичности женщин; последователи парадигмы мобилизации ресурсов - на коллективной деятельности, направленной на социальные изменения, представляющей протест против существующей структуры власти и преобладающих норм и ценностей. Женское движение - это «коллективная деятельность женщин для улучшения положения женщин и изменения мужской доминации в обществе» (Dahlerup, 1986).

Нужно также иметь в виду встречающиеся различения женского движения и феминизма. Термин «феминизм» чаще используют для обозначения идеологии или теории (хотя иногда феминизм является синонимом женского движения), а термин «женское движение» - для обозначения организованной деятельности, реализующей феминистские (хотя и не всегда, и не только) идеи. В зависимости от конкретных особенностей культуры, политической, экономической, социальной системы движение имеет различные формы и масштабы. В зависимости от особенностей гендерной системы движение может считать себя женским, но не феминистским (что было типично для первой волны женского движения на Западе, когда большинство движений не ставили под вопрос существующую гендерную систему, а в настоящее время - для многих организаций в постсоветском пространстве, на Востоке, в Латинской Америке). Движение может ориентироваться на изменение гендерных отношений, а может действовать, исходя из существующих гендерных ролей (Chafetz & Dworkin, 1986)]. В первом случае оно может быть названо феминистским, во втором - женским движением.

Современное женское западное движение определяется главным образом как феминизм, женское движение «одновременно и является и не является новым общественным движением», и некоторые авторы высказывают мнения о неадекватности теорий общественных движений для его интерпретации (Bergman, 1991).

Отметим, что пересечение социологии общественных движений и гендерного порядка не ограничивается исследованиями женского движения. Существует большой массив литературы по гомосексуальным движениям (на русском языке см. Кон, 1998), который мы здесь не рассматриваем. Отметим, что несмотря на того, что о женском движении сделано на Западе огромное количество исследований, в социологии общественных движений гендерное измерение остается маргинальным. Как отмечают V.Taylor & N.Whittier во введении к специальному выпуску журнала «Гендер и общество», посвященному гендерной проблематике и общественным движениям, вплоть до настоящего времени в поле зрения теоретиков данного направления политической социологии редко попадают женские движения, феминизм и концептуализация гендера (Taylor & Whittier, 1998). Однако феминистские авторы включаются в дебат об общественных движениях, показывая гендерное измерение государства, дискурса, идентичности и организаций. Гендер влияет на политические возможности, организационные процессы, интерпретативные схемы. Таким образом, социология общественных движений (и политическая социология в целом) постепенно включают гендерное измерение в анализ как через исследования женского движения, так и через исследование гендерных составляющих социальных движений.

Несмотря на всю разработанность и структурированность концепций социализации, в настоящее время довольно большая часть исследователей осознает, что современные науки о человеке, за небольшим исключением, - это науки о мужчине как о норме, стандарте, с которым сопоставляется женщина, в том числе и различные теории социализации.

Данная ситуация аналогична той, которая первоначально сложилась при описании психологии детей: для их изучения использовали как точку отсчета взрослого человека (опять же мужчину). С таких позиций ребенок воспринимался как взрослый, у которого отсутствуют те или иные уровни психических процессов, свойств, у которого нет ничего своеобразного и положительного. Только переход к другой парадигме действительно позволил увидеть проблемы психического развития ребенка и понять его механизмы. Ниже мы приведем примеры того, насколько продуктивен такой подход - использование психических особенностей женщины как продукта существующей полоролевой социализации - для толкования широко известных результатов, полученных в традиционных исследованиях мужчин.

Обращение к отечественной/советской возрастной и социальной психологии приводит нас к парадоксальному выводу (сделанному И.С.Коном еще в 1980-е гг.): это "бесполая" наука, в ней практически отсутствуют такие слова, как «мальчик», «девочка», не говоря уже об особенностях их психического развития. Отношение общественной мысли к вопросу развития и взаимоотношений полов чрезвычайно неоднородно. Если, скажем, философия марксизма стоит за равноправие полов, то иррационалистические направления имеют, как правило, противоположную точку зрения. Значительный вклад в изучение положения женщин и мужчин внесла философия феминизма, которая является одним из направлений современного постструктурализма и базируется на идеях и теоретическом аппарате философских концепции Ж.Лакана, М.Фуко, Ж.Деррида.

М.Фуко в своей концепции микрофизики власти показал, что, начиная с середины XVII века, была установлена четкая взаимосвязь между понятиями «личность», «пол» и «сексуальность», то есть личность стала восприниматься и пониматься через призму дискурсивно оформленной сексуальности, а сексуальность, в свою очередь, стала одним из элементов властных отношении, с помощью которого стали возможны разнообразные формы контроля и подчинения.

Философ-психоаналитик Ж.Лакан связывал интерпретацию мужского и женского с символическим порядком культуры, а именно с проблемами структурирования идентичности, следовательно, источник сексизма кроется не только в социальном или культурном устройстве общества, но и во внутренних структурах языка и мышления. А теория различий Ж.Деррида предлагает пересмотреть дихотомию мужского и женского в культуре как одну из основных оппозиций классического мышления и вместо нее применять методологию множественности.

История взаимоотношений феминизма и психоанализа весьма неоднозначна. С одной стороны, феминистские исследователи очень много почерпнули из методологии этого направления, например, модель психосексуального развития человека, с другой стороны - исходные идеологические установки были подвержены решительной критике. Например, К.Миллет сделала попытку критического осмысления биологичских детерминант в объяснении З.Фрейдом структур феминности и маскулинности.

В современной науке традиционно различают пол биологический - как совокупность генетически обусловленных признаков индивида - и пол социальный - как комплекс социокультурных характеристик. Хотя в основе половой дифференциации лежит половой диморфизм, она никоим образом не сводится к нему и зависит от множества исторических и социальных факторов. Хотелось бы подчеркуть, что множество индивидуальных вариаций человеческого развития показывает невозможность однозначного выведения такой дифференциации ни из наследственных свойств, ни из особенностей воспитания.

Главными терминами, предложенными феминистскими исследователями и направленными на выявление особенностей социализации и объяснение поведения, умственных способностей, личностных особенностей представителей разных полов, а также анализ условий их развития и социального воспроизводства, являются "гендер", "гендерная система" и "гендерный контракт", которые появились в феминистской философии в 70-е годы ХХ в. Термин "гендер" первоначально был заимствован из лингвистики и использован для того, чтобы обозначить различие между биологическим (совокупность физиологических и морфологических особенностей) и социальным в развитии, ориентированном с самого начала на пол индивида, поскольку традиционные взгляды на роли мужчины и женщины в обществе сопровождают весь процесс социализации индивида.

Этот термин дает понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. В этом контексте понимается, что пол индивида влияет:

· на ее/его общественное положение и статус;

· на то, какое поведение считается нормальным или явно отклоняющимся для мужчин и женщин;

· на то, какие психологические качества присущи тому или иному полу.

Современные ученые говорят даже не о гендере, а о гендерах, подчеркивая употреблением множественной формы тот факт, что эта категория исторически и культурно изменяющаяся. То, что вкладывается в содержание выражения "быть женщиной" или "быть мужчиной", изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп так же, как и для разных социальных слоев.

Условия для эмансипации женщин начинают складываться в связи с использованием машин, поскольку их использование не требует большой физической силы, однако еще долго будет сохраняться неравенство в оплате труда, в условиях получения образования и т.п., что практически продолжается и сегодня. Очевидно, что "консервирование" и воспроизводство традиционных мужских и женских ролей основано на устойчивых феноменах социализации.

В данном параграфе, не ставя перед собой задачи рассмотрения истории развития феминизма, отметим, что критическая направленность этого течения на практике привела к постоянно увеличивающемуся разнообразию его видов. В 90-е годы ХХ в. речь идет уже о десятке разновидностей феминизма: либеральном, радикальном, марксистском, социалистическом, психоаналитическом, экзистенциальном, постмодернистском, культурном и пр. Говорят также о мужском (интересующемся изменением мужских ролей, мужественности и отцовства, повседневной жизни мужчин), лесбийском феминизме, феминизме цветных, рабочего класса, среднего класса, имея в виду те социальные группы, которые формируют понимание положения полов в обществе с учетом своих особых проблем. Необходимо учитывать и то, что существуют региональные различия движений и идеологий, например, в протестантской (северной) части Европы феминизм развивается более интенсивно, чем в католической (южной). Индивидуализм, преобладающий в культуре, ставит одни акценты, коллективизм - другие.

Следовательно, достаточно важно понимать, какие культуры воздействуют на формирование феминистского дискурса и осознавать проблемы гендерной социализации в современной России. Наибольшее влияние на развитие гендеристики, как нам кажется, оказывает американская литература и терминология, так как именно в Америке женское движение 60-х годов ХХ в. было одним из первых, наиболее развитым, в определенном смысле -"классическим". Интерпретация положения женщины в терминах "патриархат", "дискриминация", "угнетение и подавление" была связана с особенностями статуса неработающей обеспеченной американки. Нетрудно увидеть, насколько сильно данные условия отличаются от современных российских, где не стоят вопросы права на труд, участие в политике, на свободу абортов, разводов, однако сильны патриархальные традиции наряду с образом "сильной женщины". Нельзя оставить без внимания и распространенность негативного отношения к феминизму в России. Кроме того, положение женщины в постсоциалистическом обществе таково, что тематика дискриминации и подавления по признаку пола часто диссонирует с действительностью. Во многих российских исследованиях образ "сильной женщины и сильной матери" оказывался едва ли не важнейшим для становления полоролевого самоопределения, а образ мужчины откровенно слаб, о чем свидетельствуют следующие высказывания участников международной научно-практической конференции «Феминистская теория и практика» (Санкт-Петербург,1995): "У женщин в руках бюджет, мужчина у нее деньги выпрашивает на обед, женщины выполняет ту работу, которая ей, в общем-то, не свойственна, а мужчина теряет ответственность за семью. И мужчины становятся мягкими, слабовольными, неустойчивыми, получая женское воспитание... "; "Проблема матери - очень болезненная, существует сильная зависимость от матери, идет ориентация на мать, жену... В нашей культуре мать - управляющая, сильная, фаллическая, мужчины очень зависимы, сильные, мощные женщины хотят быть главой семьи".

Скандинавская теория и терминология, например, может быть более созвучной российскому контексту, чем американская. Ибо в Скандинавии речь идет о "сильной северной женщине" с традициями участия в общественном производстве; как женщины, так и мужчины принимают активное участие в движении за равенство полов; проблемы пола артикулируются в терминах "гендерного контракта" (порядок взаимодействия полов, включая символические и культурные значения, формальные и неформальные правила и нормы отношения мужчины-женщины), "гендерной системы" (совокупность гендерных контрактов).

Однако и здесь аналогии должны быть очень осторожными, так как Скандинавия проделала долгий путь изменения "гендерных контрактов", о феминизме речь идет на государственном уровне, а традиции отношения к государству и закону в России скорее сопоставимы с Южной Европой, чем со Скандинавией.

Показательно, что в современной России многие исследователи отмечают наличие весьма своеобразной смеси традиционных представлений о предназначении мужчины и женщины и даже рост патриархальных настроений и их реализации в действительности, что создает дополнительные трудности социализации и для мужчин, и для женщин.

Итак, философия феминизма имеет огромное значение для исследования проблем социализации мужчин и женщин:

· во-первых, вопрос о резкой гендерной асимметрии был поставлен не только в сфере производства и политики, но и в широком контексте культуры и ее стереотипов;

· во-вторых, в методологию анализа социализации мужчин и женщин было введено изучение феномена бессознательного в культуре, так как в бессознательных ориентациях общества гендерная асимметрия проявляется наиболее мощно;

· в-третьих, были остро поставлены проблемы соотношения власти и феноменов мужского и женского в культуре;

· в-четвертых, использование гендерного подхода привело к изучению социального статуса мужчины и женщины в различных сферах жизнедеятельности и его влияния на развитие и самореализацию личности.

Представляется чрезвычайно важным, что постепенная легализация феминизма на государственном уровне и одновременный рост антифеминизма, ратующего за интерпретацию половых ролей как заданных природой, развитие мужского феминизма и усиление внимания к сексуальности, телу, к специфике различий женщин и мужчин, идея формирования альтернативной женской субкультуры могут свидетельствовать о новом этапе переосмысления положения полов в современном обществе, а значит - и о новых подходах к проблеме социализации вообще и гендерной социализации, в частности.