Становление педагогики как науки. Научно-педагогическая деятельность И.Ф.Гербарта.
Важнейшие социальные явления, определившие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в.
Ø Начало научно-технической революции. Теперь наука, а не религия становится причиной новых социальных явлений. Происходит дифференциация наук на
- ........................,
- ..........................................,
- ............................................
Ø Индустриализация в промышленности и развитие транспортных связей стимулируют
- рост городов,
- всеобщую грамотность,
- расширение числа женских профессий,
- повышение мобильности населения,
- появление спроса на периодическую печать,
- создание новых, развлекательных жанров искусства, рассчитанных на невзыскательную публику.
Ø Либеральное движение во всех слоях общества делает приоритетными идеи
- личной свободы,
- свободы творческого самовыражения.
Ø Революционные движения и события 1830-го, 1848-го, 1871-го годов, многочисленные политические партии и объединения привносят в искусство новую проблему:
- личность и общество.
Профессии, связанные с обеспечением педагогического процесса становятся все более дифференцированными и востребованными. Соответственно, образы детства все чаще возникают в произведениях разных видов искусств, и их создатели демонстрируют все более тонкую трактовку психологии детства. В некоторых видах художественного творчества (музыка, литература) начинают создаваться произведения, адресованные детям. Однако далеко не всегда эти произведения отличают талант и профессионализм создателей. Большинство литературных произведений, пришедших в круг детского чтения из литературы XIX в. были написаны для взрослых:
– Сказки, собранные братьями ................................
– Г-Х. Андерсен................................
– В. Гюго...........................................................................
– А.Дюма-отец...........................................................
– Жюль Верн. ...........................................................................
– Ч.Диккенс........................................................................
– Ш.Бронте. .................................
– Марк Твен. ..........................................................
– Р.Л.Стивенсон.....................................................................................
В живописи XIX в. наиболее интересные, динамичные образы детей созданы художниками-импрессионистами (...............................................)
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) – немецкий педагог, психолог, философ. Получил университетское образование, знакомился с работами и педагогическим опытом Песталоцци, штудировал Канта и других немецких философов. Работал профессором Гёттингенского и Кёнигсбергского университетов: читал психологию, педагогику, вел семинар для будущих учителей. Вывел педагогику на уровень науки, не только указывающей на закономерности, но и объясняющей их.
Ввел в систему психологических явлений понятия
ассоциации – связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влияет на возникновение другого;
апперцепции – зависимость восприятия новых объектов от прошлого опыта и от индивидуальных особенностей психики и деятельности человека.
|
Гербарт первым из ученых-педагогов выдвинул проблему целей воспитания. По Гербарту она заключается в формировании добродетельного человека.
Процесс воспитания Гербарт подразделяет на три раздела:
I. Управление. Обеспечивает дисциплину путем подавления «дикой резвости» детей. Средства управления – угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание (разработал целую систему наказаний). Вспомогательные средства управления – авторитет и любовь.
II. Обучение. Гербарт ввел понятие воспитывающее обучение. обосновал зависимость результатов обучения от наличия и разносторонности интересов. Предложил градацию интересов. Разработал типовую структуру урока, которая широко используется и сейчас:
– Организационный момент
– ....................................................
– ...................................................
– ...................................................
– ...........................................................
Эти структурные элементы опираются на выделенные Гербартом 4 ступени учебного процесса:
СТУПЕНЬ | ТРЕБОВАНИЕ |
Введение нового материала | Ясность |
Установление связи между новым и уже известным | Ассоциация |
Обобщение и формулирование выводов | Системность |
Практическое применение приобретенных знаний | Методическое оснащение |
III. Нравственное воспитание: внедрение в сознание ученика нравственных понятий (гл. образом средствами религиозного воспитания).
Гербарт выделил три вида внимания, на которые учитель может по-разному опираться в учебном процессе:
Гербарт разработал систему среднего образования, включающую три типа школ:
– элементарные (начальные, приходские);
– городские или реальные;
– гимназии (давали классическое гуманитарное образование, готовили в университеты).
Уже после смерти Гербарта, когда в результате революций 1848 года к власти в Европе фактически пришла буржуазия, его система, как наиболее упорядоченная, была принята в большинстве стран Европы, и, несколько позже, в России. В рамках этой системы действовала и разработанная Гербартом система наказаний, от которой в зап. Европе стали отказываться лишь после первой мировой войны.