Международно-правовая охрана промышленной собственности.

Промышленный образец как объект патентного права.

Промышленным образцом является художественно конструкторское решение, изделия определяющее его внешний вид. Промышленный образец представляет собой нематериальное благо, результат умственной деятельности, который может быть воплощен в конкретных материальных объектах. Родовой признак промышленного образца – дизайнерское решение

Промышленным образцом могут быть целое единичное изделие, его часть, комплект (набор) изделий и варианты изделия. Изделие как объект промышленного образца может быть, в свою очередь, объемным (модель), плоскостным (рисунок) или составлять их сочетание.

Правовая охрана, предоставляется тем промышленным образцам, которые являются новыми оригинальными и промышленно применимыми. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и эргономические особенности изделия, неизвестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Критерий промышленной применимости не означает, что решение внешнего вида изделия должно быть обязательно воспроизводимо промышленным путем, хотя, конечно, именно такой способ воспроизведения прежде всего имеется в виду.

При оценке промышленной применимости проверяется, конечно, и сама осуществимость заявленного промышленного образца и помощью описанных в заявке или известных средств, способов и материалов.

Право на промышленный образец охраняется государством и удостоверяется патентом.

Патент на промышленный образец удостоверяет авторство, приоритет промышленного образца и исключительное право на их использование (закон РБ «О ПАТЕНТАХ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ»).

Основным международным документом, регулирующим отношения промышленной собственности, является ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (Париж, 20 марта 1883 года). Главная цель конвенции заключается в создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков юридических и физических лиц одних государств в других.

Ст. 1,3 данной конвенции предусматривает, что страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

Одним из основных принципов конвенции является принцип национального режима. В отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые имеют собственные граждане, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных данной Конвенцией. К гражданам стран Союза приравниваются граждане стран, не участвующих в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

Конвенцией охраняются и граждане данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам.

Положения законодательства каждой из стран Союза, в отношении прав промышленной собственности регулируют отношения принадлежащие к судебной и административной процедуре и к компетенции судебных и административных органов, соблюдение которых требуется на основании законов о промышленной собственности.

Наиболее важным правилом конвенции является правило о конвенционном приоритете, в соответствии с которым любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак (основание для возникновения права приоритета) в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение двенадцати месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шести месяцев для промышленных образцов и товарных знаков. Последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза до истечения этих сроков не может быть признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности, на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования, выпуска в продажу экземпляров образца, применения знака, и эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза.

 

 

32. Системы получения охраны документов (патентов, свидетельств).

Патентное право предусматривает две основные системы выдачи патентов явочную и проверочную или по-другому ее называют исследовательской. Кроме того, в ряде стран (Египет, Ливия, Тунис) дей ствует промежуточная система (переходная от явочной к провероч ной) либо сочетаются две системы проверочная и явочная (Швейца рия).

Явочная система. Преиму щество этой системы состоит в том, что заявитель сравнительно быст ро получает патент, а общественность также быстро получает инфор мацию об изобретении. Отрицательными сторонами явочной системы является то, что, во-первых, определенное число патентов не имеет ценности из-за отсутствия новизны и изобретательского уровня; во-вторых, могут регистрироваться заведомо бесполезные решения, вво дящие в заблуждение общественность; в-третьих, теряется доверие промышленности к действительной значимости патентов; в-четвер тых, велика вероятность аннулирования патентов решением суда со всеми вытекающими экономическими последствиями.

Проверочная (исследовательская) система предусматривает прове дение как формальной, так и патентной экспертизы заявок на соответ ствие критериям: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость. Патент, выданный по проверочной системе, удостове ряет наличие отличий предмета изобретения от известных решений в данной области техники. Он пользуется большим доверием, избавляет заявителя от неоправданных затрат в случае отсутствия новизны (вы ясняется на стадии патентной экспертизы); ориентирует промышлен ность и другие сферы производства на использование решений миро вой новизны, тем самым оказывая влияние на повышение конкурен тоспособности продукции на мировых рынках. Однако данная система требует достаточного количества высоко квалифицированных экспертов, является более дорогостоящей по сравнению с явочной и отличается более длительной процедурой рас смотрения от подачи заявки до выдачи патента.

Отложенная (отсроченная) система предусматривает проведение формальной экспертизы и обязательную публикацию (выкладку) заявки не более чем через 18 месяцев после даты ее подачи. Сохраняя все преимущест ва проверочной, отложенная система предоставляет возможность заявителю оценить практическую значимость предполагаемого изоб ретения, перспективы его коммерческой реализации и в любые разум ные, в пределах возможных, сроки подать ходатайство на проведение экспертизы по признакам патентоспособности.