Права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Авторское право на служебное произведение.

Принадлежит автору, но исключительные права на использование созданных работ, если в договоре не было предусмотрено иное, принадлежат уже работодателю. Таким образом, издательства, научные организации могут воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме и в любые сроки, не спрашивая на то согласия автора. Вследствие этого они, как правило, заинтересованы, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые. В сущности для перехода к работодателю всех имущественных авторских прав на служебное произведение достаточным основанием будет служить заключение обычного трудового договора. Вместе с тем путем составления отдельного гражданско-правового (авторского) договора можно предусмотреть, например, что некоторые права на использование произведения остаются за автором, либо переходят к работодателю лишь на определенный срок; или же что автору будет выплачиваться вознаграждение (помимо зарплаты) за каждый способ использования произведения.

Служебными признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет, журналов и т.п. В случае же, когда произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, служебным оно считаться не будет. Иными словами, если автор создал произведение, которое не предусмотрено условиями трудового договора, то оно не будет считаться служебным и права на его использование будут всецело принадлежать автору. Договор между автором и работодателем может предусматривать, что некоторые авторские права на использование служебных произведений сохраняются за автором, что права на использование переходят к работодателю на ограниченный срок, что автору будет выплачиваться вознаграждение при использовании произведения работодателем или третьими лицами (кроме полученной автором заработной платы) и т.п. Одним словом, стороны вправе заключить любой авторский договор, касающийся будущих служебных произведений.

Исполнители как субъекты смежных прав обладают личными не­имущественными и имущественными правами.

К неимущественным правам относятся: право на имя и право на за­щиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации) (п.1 ст. 31 закона).

Имущественные права обеспечиваются закреплением за исполни­телями права на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования ис­полнения.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принад­лежат исключительные права на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид исполь­зования фонограммы.

Права на фонограмму возникают после первого опубликования фо­нограммы или с момента ее первой записи с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществ­лять ее многократное восприятие или воспроизведение.

Исключительное право организации эфирного и кабельного веща­ния означает разрешение на осуществление следующих действий (п.2 ст.34, п.2 ст.35 закона):

♦ передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания;

♦ сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

♦ записывать передачу;

♦ воспроизводить запись передачи;

♦ сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Этот вид сообщения передач распространяется на их использование в концертных залах, клубах, кинотеатрах и т.д.;

♦ распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности.

♦ включение в обзор о текущих событиях отрывков из исполне­ния фонограммы, передачи эфирного или кабельного вещания;

♦ исключительно в целях обучения или научного исследования;

♦ для цитирования в форме отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях.

Допускается без согласия исполнителя и производителя фонограм­мы воспроизведение фонограммы физическим лицом в личных целях.