РАЗДЕЛ II. ЭНТОМОЛОГИЯ
Изучение общей части раздела Энтомология ведется по трем следующим темам:
1. основные черты строения и биологии вредителей сельскохозяйственных растений;
2. экология вредителей сельскохозяйственных растений;
3. методы борьбы.
Работая над специальной частью курса, студент должен изучить основные черты биологии отдельных видов вредителей и меры борьбы с ними. Из специальной части курса студент должен получить знания, достаточные для правильной диагностики наиболее распространенных вредителей. Изучая данные о вредителе, необходимо обращать внимание на то, в какой зоне и на каких культурах вредитель наиболее часто встречается; какой внешний вид имеет насекомое и особенно в той фазе развития, в которой оно наносит повреждения; важно знать, какой тип повреждений наносит вредитель растению в различные периоды его развития.
Изучая меры борьбы с вредителями, нужно четко представлять, какие особенности в биологии данного вида обусловливают рекомендацию наиболее эффективной системы мероприятий.
Студент выполняет работу в соответствии с двумя последними цифрами шифра, используя номера вопросов контрольной работы. Номера вопросов контрольной работы находятся на пересечении строк и столбцов, где строка – это предпоследняя цифра, столбец – последняя цифра шифра студента (Таблица 10).
Работа над разделом должна отвечать следующим требованиям:
· иллюстрирована графиками, таблицами, рисунками, фотографиями;
· четко и последовательно изложены ответы на поставленные вопросы контрольной работы;
· перед ответом на вопрос должен быть указан номер и название вопроса;
· если планом изложения ответа на вопрос задания предусмотрен ответ на ряд пунктов, то ответ на каждый пункт начинают с красной строки, ставя в начале ее № пункта, на который приводится ответ (повторять текст вопроса, содержащегося в пункте, не обязательно);
· план мероприятий по борьбе с вредителями и фенологические календари, составляемые при разработке плана, выполняются на отдельных листах;
Таблица 10
Номера вопросов контрольной работы
Последняя цифра шифра | Предпоследняя цифра шифра | |||||||||
1, 6, 40, 77, 100 | 1, 9, 43, 80, 100 | 1, 2, 36, 73, 100 | 1, 8, 42, 79, 100 | 1, 3, 37, 74, 100 | 1, 10, 44, 81, 100 | 1, 7, 41, 78, 100 | 1, 4, 38, 75, 100 | 1, 11, 45, 82, 100 | 1, 5, 39, 76, 100 | |
1, 16, 50, 87, 100 | 1, 19, 53, 90, 100 | 1, 12, 46, 83, 100 | 1, 18, 52, 89, 100 | 1, 13, 47, 84, 100 | 1, 20, 54, 91, 100 | 1, 17, 51, 88, 100 | 1, 14, 48, 85, 100 | 1, 21, 55, 92, 100 | 1, 15, 49, 86, 100 | |
1, 26, 60, 97, 100 | 1, 29, 36, 99, 100 | 1, 22, 56, 93, 100 | 1, 28, 62, 99, 100 | 1, 23, 57, 94, 100 | 1, 30, 63, 73, 100 | 1, 27, 61, 98, 100 | 1, 24, 58, 95, 100 | 1, 31, 64, 74, 100 | 1, 25, 59, 96, 100 | |
1, 2, 70, 79, 100 | 1, 5, 39, 82, 100 | 1, 32, 66, 75, 100 | 1, 4, 38, 81, 100 | 1, 33, 67, 76, 100 | 1, 6, 40, 83, 100 | 1, 3, 37, 80, 100 | 1, 34, 68, 77, 100 | 1, 7, 41, 84, 100 | 1, 35, 69, 78, 100 | |
1, 12, 46, 89, 100 | 1, 15, 49, 71, 100 | 1, 8, 42, 85, 100 | 1, 14, 48, 99, 100 | 1, 9, 43, 76, 100 | 1, 16, 50, 72, 100 | 1, 13, 47, 90, 100 | 1, 10, 44, 87, 100 | 1, 17, 51, 73, 100 | 1, 11, 45, 88, 100 | |
1, 22, 55, 78, 100 | 1, 25, 58, 81, 100 | 1, 18, 52, 74, 100 | 1, 24, 57, 80, 100 | 1, 19, 69, 75, 100 | 1, 26, 59, 82, 100 | 1, 23, 56, 79, 100 | 1, 20, 53, 77, 100 | 1, 27, 60, 83, 100 | 1, 21, 54, 77, 100 | |
1, 32, 65, 88, 100 | 1, 35, 68, 91, 100 | 1, 28, 61, 84, 100 | 1, 34, 67, 90, 100 | 1, 29, 62, 85, 100 | 1, 2, 69, 92, 100 | 1, 33, 66, 89, 100 | 1, 30, 63, 86, 100 | 1, 30, 70, 93, 100 | 1, 31, 64, 87, 100 | |
1, 8, 41, 98, 100 | 1, 11, 44, 71, 100 | 1, 4, 37, 94, 100 | 1, 10, 43, 99, 100 | 1, 5, 38, 95, 100 | 1, 12, 45, 72, 100 | 1, 9, 42, 99, 100 | 1, 6, 39, 96, 100 | 1, 13, 46, 73, 100 | 1, 7, 40, 97, 100 | |
1, 18, 51, 78, 100 | 1, 23, 54, 81, 100 | 1, 14, 47, 74, 100 | 1, 20, 53, 80, 100 | 1, 15, 48, 75, 100 | 1, 24, 55, 82, 100 | 1, 19, 52, 79, 100 | 1, 16, 49, 76, 100 | 1, 25, 56, 83, 100 | 1, 17, 50, 77, 100 | |
1, 28, 61, 88, 100 | 1, 32, 64, 91, 100 | 1, 24, 57, 84, 100 | 1, 30, 63, 90, 100 | 1, 25, 58, 85, 100 | 1, 32, 65, 92, 100 | 1, 29, 62, 89, 100 | 1, 26, 59, 86, 100 | 1, 33, 66, 93, 100 | 1, 27, 60, 87, 100 |
Выполняя задание по контрольной работе, студент: а) отвечает на 5 вопросов, б) выполняет 5 рисунков, в) составляет фенологические календари для 3-х видов вредителей сельскохозяйственных культур, г) составляет план мероприятий по борьбе с этими 3-мя видами.
План изложения ответов
Отвечая на 1-й вопрос, студент описывает основные особенности внешнего и внутреннего строения и биологии следующих групп животных: 1) насекомых, 2) из паукообразных - клещей, 3) из моллюсков – брюхоногих, 4) из круглых червей – нематод, 5) из млекопитающих – грызунов и зайцеобразных.
Характеризуя насекомых, клещей, нематод и слизней, надо последовательно (в порядке постановки вопросов) изложить ответы на следующие вопросы:
1. Характерные черты внешнего строения (деление тела на отделы и конечности);
2. Наличие и особенности основных систем органов, участвующих в обмене веществ;
3. Строение ротового аппарата;
4. Характер наносимого вреда (наиболее обычный тип причиняемых повреждений);
5. Какие фазы развития входят в жизненный цикл;
6. Наиболее распространенные вредители сельскохозяйственных культур.
В отношении грызунов и зайцеобразных следует указать:
1. Характерные черты строения ротового аппарата;
2. Наиболее распространенные виды вредителей сельскохозяйственных культур из отряда грызунов;
3. Описать биологию одного – двух видов.
При ответе на вопросы 60-69 следует использовать форму таблицы 11.
Отвечая на вопрос 100, надо привести характеристику следующих отрядов: прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые, бахромчатокрылые, жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые и двукрылые, использовать таблицу 11.
Таблица 11
Сравнительная характеристика отрядов насекомых
Название отряда | Тип ротового аппарата | Число пар крыльев и их строение | Для насекомых с полным превращением | Другие признаки | |
тип личинки (указать число пар ног и направленность головы) | тип куколки | ||||
Если в числе вопросов, на которые студенту предстоит ответить, встречается вопрос, требующий характеристики одного какого-либо вида вредителя, то надо принять следующий план:
1) систематическое положение (отряд, семейство); 2) характерные черты внешнего строения; 3) распространение; 4) биология; 5) тип причиняемого повреждения; 6) меры борьбы.
Вопросы для выполнения контрольной работы
1. Краткая характеристика групп животных, среди которых имеются вредители сельскохозяйственных культур.
2. Сравнительная характеристика грызущего и колюще-сосущего ротовых аппаратов.
3. Строение головы и усиков насекомых, типы усиков; привести примеры.
4. Особенности строения и жилкования крыльев насекомых.
5. Строение и типы ног насекомых, их функциональная нагрузка.
6. Строение грудного отдела и его придатки.
7. Строение брюшка насекомых и его придатки.
8. Строение кровеносной системы насекомых и ее функции.
9. Строение пищеварительной системы насекомых. В каких отделах пищеварительной системы осуществляется механическая и химическая переработка пищи?
10. Выделительная система, ее строение и функции.
11. Строение и функции дыхательной системы у насекомых.
12. Экскреция насекомых.
13. Инкреция насекомых.
14. Половая система самок насекомых, ее строение и функции.
15. Половая система самцов насекомых, ее строение и функции.
16. Типы метаморфоза, встречающиеся у насекомых.
17. Типы яиц и особенности эмбриогенеза насекомых.
18. Характерные особенности строения различных типов личинок насекомых.
19. Типы куколок, встречающиеся у насекомых, их сравнительная характеристика.
20. Различные типы размножения, встречающиеся у насекомых.
21. Температура и ее воздействие на насекомых.
22. Что такое порог развития и сумма эффективных температур, необходимая для развития насекомых?
23. Влажность и ее значение в жизни насекомых. Кто такие гигрофилы, мезофиллы, ксерофилы? Привести примеры
24. Какие существуют защитные механизмы, предотвращающие гибель насекомых в условиях резко изменяющейся влажности?
25. Вода и почва как особые среды обитания для насекомых. Значение насекомых в почвообразовательном процессе.
26. Основные морфофункциональные приспособления насекомых к обитанию в почве.
27. Жизненные циклы насекомых.
28. Диапауза насекомых и ее виды.
29. Биотические факторы и их значение в жизни насекомых.
30. Особенности пищевой специализации, встречающиеся у насекомых.
31. Основные типы повреждений, наносимых растениям вредителями.
32. Дайте характеристику полифагам, олигофагам и монофагам; приведите примеры этих групп из числа фитофагов и зоофагов.
33. Антропогенные факторы и их значение в жизни насекомых, приведите примеры; чем отличается агроценоз от биоценоза.
34. Таксоны, применяемые в классификации насекомых; понятие вида.
35. Общая характеристика методов борьбы, используемых против вредителей сельскохозяйственных культур.
36. Агротехнический метод борьбы, его преимущества и недостатки.
37. Значение разных сроков сева, севооборота и борьбы с сорняками в защите растений.
38. Значение пространственной изоляции и подбор устойчивых к вредителям сортов сельскохозяйственных культур защите растений.
39. Карантин растений. Что такое карантинные вредители, объекты внешнего и внутреннего карантина?
40. Охарактеризуйте биологию 2-3 видов карантинных вредителей.
41. Химический метод борьбы, его преимущества и недостатки.
42. Использование половых аттрактантов и гормонов в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.
43. Биологический метод борьбы, его преимущества и недостатки.
44. Физико-механический метод борьбы с вредителями, его преимущества и недостатки; привести примеры.
45. Генетический метод борьбы с вредителями.
46. Интегрированный метод защиты растений, привести примеры.
47. Основные направления в организации службы защиты растений.
48. Классификация типов повреждений, наносимых насекомыми.
49. Характеристика подкласса клещей и разделение его на основные отряды.
50. Морфологическая характеристика класса нематод и подразделение его на отряды.
51. Сравнительная характеристика основных семейств отряда грызунов, среди которых встречаются вредные виды.
52. Морфологические и биологические особенности отряда прямокрылых.
53. Морфологические и биологические особенности отряда полужеткокрылых.
54. Морфологические и биологические особенности отряда равнокрылых.
55. Морфологические и биологические особенности отряда жесткокрылых.
56. Морфологические и биологические особенности отряда бахромчатокрылых.
57. Морфологические и биологические особенности отряда двукрылых.
58. Морфологические и биологические особенности отряда перепончатокрылых.
59. Морфологические и биологические особенности отряда чешуекрылых.
60. Сравнительная морфологическая характеристика насекомых с полным и неполным превращением.
61. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов прямокрылых и полужесткокрылых.
62. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов равнокрылых и бахромчатокрылых.
63. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов жесткокрылых и чешуекрылых.
64. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов жесткокрылых и перепончатокрылых.
65. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов жесткокрылых и двукрылых.
66. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов перепончатокрылых и чешуекрылых.
67. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов двукрылых и чешуекрылых.
68. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов перепончатокрылых и двукрылых.
69. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов чешуекрылых и жесткокрылых.
70. Медведка обыкновенная, биология и меры борьбы.
71. Луговой мотылек, биология и меры борьбы.
72. Стеблевой кукурузный мотылек, биологические особенности и меры борьбы.
73. Жуки-щелкуны, вредители сельскохозяйственных культур, их биология и меры борьбы.
74. Майские хрущи, биология, меры борьбы.
75. Озимая совка, биология, меры борьбы.
76. Злаковые мухи (гессенская, шведская, зеленоглазка), их биология и меры борьбы.
77. Хлебные жуки, биология и меры борьбы.
78. Вредный клоп-черепашка, биология, меры борьбы.
79. Обыкновенный свекловичный долгоносик, биология, меры борьбы.
80. Свекловичная минирующая муха, биология, меры борьбы.
81. Капустная совка и капустная белянка, биология, меры борьбы.
82. Весенняя и летняя капустные мухи, их биология и меры борьбы.
83. Капустная тля, цикл развития и меры борьбы.
84. Колорадский картофельный жук, биология и меры борьбы.
85. Стеблевая картофельная нематода, биология, меры борьбы.
86. Клеверный долгоносик-семяед, биология и меры борьбы.
87. Гороховая и фасолевая зерновки, биология и меры борьбы.
88. Яблонная плодожорка, биология, меры борьбы.
89. Яблонный цветоед, биология, меры борьбы.
90. Жуки-трубковерты, вредящие плодовым культурам, биология, меры борьбы.
91. Боярышница и златогузка, их биология и меры борьбы.
92. Кольчатый и непарный шелкопряды, биология и меры борьбы.
93. Зеленая яблонная тля и яблонная медяница, биология, меры борьбы.
94. Малинный жук и землянично-малинный долгоносик, биология и меры борьбы.
95. Крыжовниковая пяденица и крыжовниковая огневка, биология, меры борьбы.
96. Амбарный и рисовый долгоносики, биология, меры борьбы.
97. Большой и малый мучные хрущики, биология, меры борьбы.
98. Биологические особенности мельничной огневки и зерновой моли, меры борьбы.
99. Комплекс мероприятий по борьбе с вредителями зерна и зернопродуктов при хранении.
100. Сравнительная характеристика отрядов насекомых с полным и неполным превращением.
6) Выполнение рисунков
К работе должны быть приложены на отдельных листах пять рисунков:
1) внешнее строение тела насекомого;
2) жилкование крыльев у насекомых (с обозначением названий жилок);
3) внутреннее строение насекомого;
4) внешнее строение тела клеща;
5) внешнее строение брюхоногого моллюска.
Выполняя рисунки, студент может воспользоваться иллюстрациями, приведенными в книгах. В правой нижней части рисунка следует указать из какой книги использована иллюстрация.
При этом, прежде чем приступить к срисовыванию, необходимо подробно ознакомиться с рисунками в книге и разобраться в деталях. Сделанные студентом рисунки должны быть снабжены достаточно подробными подписями. Хорошо, если студент использует цветные карандаши, выделяя цветом различные системы органов.
в) Составление календарного плана по борьбе с вредителями
Эта работа синтетическая, требующая обобщения знаний, накопленных при изучении всех разделов курса, и от того, насколько успешно проработан и закреплен материал курса, зависит успешность выполнения работы по составлению календарного плана мероприятий по борьбе с вредителями. Студент-заочник должен представить заполненными по форме (см. таблицы 12 и 13): а) план мероприятий по борьбе с вредителями и б) фенологические календари тех вредителей, борьба с которыми предусматривается планом работ. В календарный план мероприятий включается система мер по защите одной из культур от 3—4 основных видов вредителей. Студент-заочник использует данные по тому хозяйству, в котором он работает.
План мероприятий представляется по следующей форме (табл.12).
При заполнении формы плана следует выполнить следующие указания:
1. Каждая из планируемых работ, которая в условиях хозяйства будет выполняться отдельно (например, обрезка ветвей и перекопка приствольных кругов), записывается во второй графе отдельно под своим порядковым номером.В перечень мероприятий не требуется вносить те из агротехнических приемов, которые в хозяйстве проводятся ежегодно, независимо от того, планируется ли борьба с теми видами вредителей, в отношении которых разрабатывается план мероприятий (так, не следует включать во 2-ю графу — «соблюдение севооборотов», «посев кондиционными семенами» и т. п.).
Таблица 12
ФОРМА ПЛАНА РАБОТ ПО БОРЬБЕ С ВРЕДИТЕЛЯМИ
Календарный план