ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ 1-й половины XX в.

Приложение 1. для 5.1.3.

Две основные парадигмы (по версии А.Н. Джуринского, С.308, 310, 311).

1. Педагогический традиционализм - продолжение прежней педагогической мысли.

2. Реформаторская педагогика, - определенная альтернатива такой традиции.

1. К традиционализму относились, прежде всего:

1.1. Социальная педагогика (социально-антропологическая) Представители:

Э. ДюркгеймФранция; В. Дильтей, П. Наторп(по Д.И. Латышиной - он реформатор; связывал воспитание и образование с выработкой взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм), Э. Шпрангер – Германия; Б. Рассел(по Д.И. Латышиной - он реформатор; противник авторитарной школы, сторонник личностной направленности, дифференциации, деполитизации обучения), М. Макмиллан, С. Айзеке – Англия; Р. Зейдель - Швейцария и др.

1.2. Религиозная педагогика (религиозно-антропософская) включает две группы представителей:

- сторонники к-л конфессии, прежде всего, представители педагогики неотомизма: Ф. Брюнетьер, Э. Бутру, Ж. Маритен – Франция; Ф. В. Ферстер – Германия; Р. Хатчинз, М. Адлер – США;

- противники к-л конфессий: А. Н. Уайтхед – Англия; Р. Штайнер, М. Бубер Австрия.

1.3. Философская доктрина воспитания. Представители:В. Дильтей, Т. Литт, П. Наторп, Э. Шпрангер, К. Ясперс – Германия; Ален, Ж.-П. Сартр, А. Фуйе – Франция; А. Н. Уайтхед, Р. Раек, Дж. Адамсон, Дж. Адаме, Дж. Уэлтон - Англия и др.

2. К реформаторская педагогике относились, прежде всего:

2.1. Педагогика свободного воспитания. Представители: Эллен Кей (Швеция); Ф. Гансберг, Л. Гурлитт (Германия); Мария Монтессори (Италия).

2.2.Экспериментальная педагогика(психолого-антропологическая). Представители: И. Керчмар, Э. МейманГермания, А. ЛайГермания (один из создателей педагогики действия; связывал умственное, физическое и духовное развитие с использованием ручного труда при обучении); Э. Кей (Швеция); А. Бине, П. Лапи, А. Пьерон, Р. Дючиль (Франция); Дж. Адаме, Дж. Адамсон (Англия); О. Декроли (Бельгия); П. Бове, Э. Клапаред (Швейцария); Мария Монтессори (Италия); У. Килпатрик, Э. Торндайк (США) и др.

2.3. Прагматическая педагогика или прогрессивизм. Представители: Джон Дьюи, У. Килпатрик, Е. Коллингс, Э. Паркхерст (США);

2.4. Педагогика личности. Э. Вебер, Г. Гаудиг, Ф. Гансберг, Г. Шаррельмани др. (Герм).

2.5. Функциональная педагогика (социально - антропологическая). Э. Клапаред, А. Ферьер (Швейцария); С. Френе (Франция) и др.

2.6 Педагогика воспитания посредством искусств.Э. Зальвюрк, А. Лихтварк и др. (Герм.).

2.7. Педагогика трудового обучения и воспитания. Д. Дьюи (США); Э. Шенкендорф, Г. КершенштейнерГерм (связывал обучение с профессиональной подготовкой, приданием ей нравственного значения и воспитанием гражданина-патриота);

Фашистская педагогика. Э. Крик, А. Боймлер, Г. Гюнтер и др. (нацистская Германия).